О блоге

8 августа 2023 г.

60 лет назад, 29 сентября 1963 года, советская подводная лодка «К-181» всплыла на Северном полюсе.


Сегодня мы вспоминаем подробности подвига советских подводников, которым по праву гордимся. 

29 сентября 1963 года, советская подводная лодка «К-181» прошла почти 1800 миль подо льдами и всплыла в точке Северного полюса. 

Лодка уходила по-рабочему, без фанфар. 

И только спустя какое-то время экипажу объявили истинную цель похода: Северный полюс. 

Николай Иванович Майлатов, ныне живущий в посёлке Ивня, к 50-летию подлёдного покорения Северного полюса на «К-181» выпустил книгу «Мои года - моё богатство», в которой рассказал о своей судьбе, своих корнях и, конечно же, о службе в ВМФ и участии в походе на Северный полюс. 

Книгу он посвятил подвигам советских моряков-подводников. 

Окончив школу в посёлке Ракитное, Николай успел поработать на Ракитянском арматурном заводе, откуда в 1960 году и был призван в ВМФ. 

Служба Николая Майлатова началась в Северодвинске, где он учился на машиниста-турбиниста. 

Освоив специальность, попал на подводную лодку «К-14». 

На этой субмарине команда опробовала воды Атлантики. 

- Командиром «К-14» был капитан О.Б. Комаров, а командиром турбинной группы мой земляк лейтенант Н.Ф. Толкачёв, команда была профессиональная и дружная, у нас был девиз: «Один за всех и все за одного». 

На «К-14» мы первыми прошли Фарерские ворота и бороздили океан у берегов Гренландии, - вспоминает он. 

- Случались и непредвиденные ситуации, когда решение нужно было принимать мгновенно. 

Помню, однажды в походе закрылась донная захлопка циркуляционного насоса забортной воды, охлаждающего отработанный пар турбины. 

Пар пошёл в отсек через все уплотнения. 

В считанные минуты турбинисты справились с аварией, открыв вручную донную захлопку. 

Крепкой дружбой мы были спаяны тогда. 

Когда кто-то отправлялся на побывку, а служили мы тогда четыре года, и нас отпускали в краткосрочный отпуск, друзья скидывались деньгами. 

А шоколадок отпускник увозил с собой по три сотни. 

На флоте нас кормили хорошо: были свежие овощи и фрукты, колбасы, балык и даже икра и вино. 

А отпускнику давали наказ: «Гуляй за всех», - с улыбкой вспоминает Николай Иванович. 

- А как же вы оказались в том знаменитом походе на подлодке «К-181», ведь вы служили на другой подлодке? - задаю вопрос. 

Оказалось, что это отдельная история. 

- В августе 1963 года на подводной лодке «К-133», находящейся в экваториальных водах Атлантики за тысячи миль от базы, возникла неисправность в парогенераторе.

Командование флота приняло решение отправить в зону крейсер «Мурманск» с резервным экипажем, в составе которого в качестве машиниста-турбиниста был и я. 

Тогда всё закончилось благополучно, экипаж своими силами устранил неисправность, и крейсер вернулся на базу, - вспоминает Николай Иванович. 

Это был единственный поход, когда подводники не погружались и смогли вдоволь надышаться морским воздухом и полюбоваться дельфинами, увидели океан во всей его мощи. 

- Мы вернулись на базу и вскоре отправились в новый поход. 

Тот самый, знаменитый арктический поход на Северный полюс. 

Я счастлив, что мне довелось стать очевидцем исторического события, - говорит Николай Иванович. 

Поход продолжался девять суток. 

Подо льдами подводная лодка прошла почти 1800 миль. 

В своей книге Николай Майлатов пишет: «До полюса остаётся одна миля. Штурман колдует над картой, и, наконец, ровно в шесть утра его радостный возглас: «Полюс». 

В перископ обнаружили полынью, и лодка всплыла. 

Корабль на мгновенье замирает в точке полюса и происходит, говоря на языке подводников, «приледнение». 

Первым на Северный полюс вышел командир подлодки капитан 2-го ранга Юрий Сысоев, за ним - командующий флотом адмирал Владимир Касатонов. 

- Картина была просто завораживающая. Кругом ледяное поле без конца и края. 

Здесь, на широте 90 градусов, были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР, состоялся митинг, и была заложена памятная записка о нашем посещении Северного полюса. 

Команде разрешили «погулять» по ледяной пустыне. 

Представляете, мы в сандалиях умудрились поиграть в футбол! - вспоминает Николай Иванович. 

Родина высоко оценила их подвиг. 

Подводная лодка «К -181» стала первым кораблём ВМФ, в мирное время представленным к ордену Красного Знамени. 

Адмирал Владимир Касатонов и капитан 2-го ранга Юрий Сысоев были удостоены звания Героя Советского Союза. 

А Николая Майлатова награда нашла намного позже, когда он, демобилизовавшись с флота, уже учился на третьем курсе сельскохозяйственного института в Курске. 

Его вызвали в военкомат и в торжественной обстановке вручили медаль Ушакова. 

Такой медалью награждали матросов, старшин, мичманов ВМФ за мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества на морских театрах.

Сейчас Николай Иванович Майлатов на пенсии, но, как всегда, у него много дел.

Занимается спортом, с домочадцами и друзьями играет в теннис и бильярд. 

Любит рыбалку, зимнюю охоту, ежегодно летом с семьёй уезжает к морю. 

Ещё пасека. 

Как же в медовой столице области, коей является Ивня, без пасеки! 

Ежегодно Николай Майлатов отмечает День подводника. 

С другом, мичманом Николаем Волосуновым, побывали в Обнинске, где находится учебный центр для экипажей атомных подводных лодок. 

На центральной площади города установлен памятник первопроходцам атомного подводного флота. 

Основа памятника - рубка подводной лодки «К-14». 

Той самой лодки, на которой четыре года служил Николай Иванович Майлатов. 

Она прожила долгую подводную жизнь, а вторую обрела в памятнике.

Ирина МАЛИКОВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий