Дождливым утром 23 сентября в Мариуполе начали работу территориальные избирательные комиссии в рамках референдума по вопросу вхождения Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации.
По словам председателя избирательной комиссии №17 Татьяны Татариной, документы полностью готовы, а первые мобильные группы отправились по адресам.
О том, что на вопрос «Вы за вхождение ДНР в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации?» абсолютное большинство мариупольцев ответят «да» ни у кого нет сомнений.
Многие жители города уверены, что и референдум не нужен – мариупольцы столько всего пережили, отстаивая своё право выйти из состава Украины и стать частью России.
В этот день многие вспоминали другой референдум – 2014 года.
Тогда, почти 8,5 лет назад, в Мариуполе царила необыкновенная эйфория – все поздравляли друг друга, обнимались, плакали и смеялись и были уверены, что стоит им рассказать миру о своём желании быть вместе с Россией и волшебным образом всё изменится.
О том, чтобы остаться в составе Украины тогда, 11 мая 2014 года, не было и речи.
Ведь накануне, 9 мая, танки под украинскими флагами расстреливали безоружных мариупольцев, пытавшихся остановить бронетехнику голыми руками.
Потом киевские пропагандисты примутся рассказывать, что танки на самом деле были «русскими», но мариупольцы слишком хорошо помнят, кто стрелял в них в 2014-м году.
Ну, а кто стрелял в 2022-м, ещё никто не успел забыть.
В 2014-м Мариуполь объявил о своём желании выйти из состава Украины – почти 90 процентов высказались «за».
Тогда казалось: на улицы города вышли все его жители, очереди растягивались на много кварталов, но люди не скучали – пели под аккордеон советские песни и танцевали…
Потом были долгих восемь лет украинского террора – Киев припомнил мариупольцам и песни, и танцы, и радость, с которой они отказывались от власти националистов, совершивших в тот год государственный переворот.
Сотни мариупольцев поплатились свободой, а кто-то и жизнью за свои мечты о России.
И, казалось, конца не будет преследованиям всего русского, дети так и не научатся писать по-русски, а Пушкина придётся скоро читать по ночам и шёпотом.
И многие вздыхали – лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Действительно, конец Украины в Мариуполе был ужасен.
Об этом много уже написано, сняты фильмы и сложены песни, и будет написано, снято и сложено ещё больше.
Но, как бы ни был он ужасен, это был конец, сомнений ни у кого нет и не было.
Мариупольцы, пережившие войну в своём городе, снова идут на референдум.
Безусловно, это снова праздник.
Только настроения другие – больше никакой эйфории.
Мы знаем, что против нас, как это часто уже бывало в истории, весь Запад, мы знаем, что грядут тяжёлые времена, а свой выбор придётся защищать.
Но знаем и то, что каждое 22 июня всегда будет заканчиваться своим 9 мая, а западные «походы» на Россию во все века завершались одинаково.
В целях безопасности голосование на референдуме проходит в разных местах, в основном, избирательные комиссии располагаются во дворах многоэтажных домов – где-то ставили палатки, где-то просто столы под открытым небом, благо после дождливого утра наступил солнечный день.
Заранее не объявлялось, где именно будет проходить голосование, но как-то все узнавали, и снова были очереди – пусть не такие, как восемь лет назад (по понятным причинам – война заставила бежать мариупольцев из родного города, многие из них проголосуют в России;
десятки тысяч не дожили до этих дней – они погибли под завалами, были расстреляны «Азовом», умерли от болезней, голода и лишений).
Люди в очередях успевали вспомнить тот прошлый референдум и поделиться своими надеждами на будущее.
«Я категорически за то, чтобы Россия побыстрее нас забрала к себе.
Мы столько ждали этого момента.
Мы в подвале под обстрелами сидели и мечтали об этом.
Может быть, эти мечты и помогли нам не сойти с ума», – рассуждает Юрий Константинович, бывший металлург, сегодня работающий на одной из многочисленных городских строек вместе с питерскими строителями.
«Восемь лет мы ждали, долгих восемь лет, а в последнее время не то что говорить, думать об этом запрещали», – вздыхает его соседка Тамара.
«Нет, не восемь лет мы ждали, а все тридцать, после того, как развалилась наша большая страна – Советский Союз и мы оказались в ближнем зарубежье, а Москва стала иностранной столицей», – вносит ясность пенсионерка Полина Сергеевна.
На вопрос о том, ожидают ли они каких-то изменений после того, как Донецкая Республика войдёт в состав России, все они в один голос говорят – да.
«И дело тут не столько в том, что будет стабильность, не будет гонений на русский язык и прочих националистических «прелестей».
Самое главное – будет гордость за страну, в которой живешь, ведь это очень важно для подрастающего поколения.
Согласитесь, трудно гордиться страной под названием Украина», – объясняет бывший металлург.
Полина Сергеевна добавляет: «Пенсия у меня сейчас российская в два раза больше, чем была украинская, если пересчитать на гривны, что тоже немаловажно».
«А ещё очень важно, что Россия может защитить, а как защищает Украина своих граждан, мы уже насмотрелись, хватит нам такой защиты.
В Киеве власти только и знают украсть, убить, а потом ещё и выпросить денег и при этом во всём слушаться своих хозяев с Запада», – вступает в разговор молчавший до этого мужчина по имени Василий.
Мариуполь голосует за будущее вместе с Россией.
Избирательная палатка в центре Мариуполя Все они уверены, что жизнь скоро наладится, вернее, уже налаживается и только благодаря России – мариупольцы за прошедшее лето увидели масштабы российской помощи, направленной в разрушенный город и масштабы эти произвели на всех большое впечатление.
Для чистоты «эксперимента», мы прошли на следующий выездной избирательный участок – в десяти минутах ходьбы такой участок был оборудован также во дворе многоэтажного дома.
Настроения в очереди из желающих голосовать такое же – все хотят в Россию и связывают с ней все свои надежды на будущее.
К сожалению, фотографировать избирательные участки не советовали присутствующие тут военные – каждый участок охраняется, ведь от страны-террориста Украины всего можно ожидать.
Одним из первых в приморском городе проголосовал его мэр – Константин Иващенко.
«Сегодня – новый виток в истории нашего города.
Стартовал референдум о воссоединении Мариуполя и всего Донбасса с Россией.
Сегодня, как и многие мариупольцы, я уже сказал своё «ДА» вхождению ДНР в состав России прямо во дворе своего дома.
Сейчас мы определяем будущее, и только от нас зависит, каким будет наш общий новый Мариуполь.
Не сомневаюсь, скоро мы гордо будем именовать себя россиянами.
Наше будущее – в наших руках!», – написал глава городской администрации в своём Telegram-канале.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, недавно вернувшийся из Мариуполя, где Новосибирская область восстанавливает один из жилых кварталов Левобережья, говорит, что мариупольцы и вообще люди на Донбассе уже давно сердцем с Россией.
Нельзя предать этих людей, уверен губернатор.
С ним согласен и депутат Государственной думы Российской Федерации, уроженец Мариуполя Дмитрий Саблин.
«Я считаю, что для России сегодня важный момент, потому что Россия приобретает удивительный регион, удивительных людей и становится намного сильнее.
Сегодня действительно все счастливы!
Сложно передать словами, что сейчас происходит на всех избирательных участках», – поделился впечатлениями от референдума в Мариуполе Дмитрий Саблин.
Слишком часто и долго украинские националисты повторяли «Чемодан – вокзал – Россия!», а все сильные желания всегда материализуются.
Вот только вместе с чемоданом и вокзалом народ забирает и свои земли, политые кровью предков, отстроенные руками тех, кого все эти годы выгоняли в Россию.
Всё по-честному.
Жители Мариуполя активно голосуют на референдуме.