О блоге

31 октября 2021 г.

Трудна дорога на мостик командирский. 30 октября - День моряка-надводника.


ТРУДНА ДОРОГА НА МОСТИК КОМАНДИРСКИЙ.

Право стоять на командирском мостике даётся не каждому военмору, а только тем, кто способен нести тяжёлое бремя ответственности за принятое решение, за экипаж и корабль.

Стать командиром корабля мечтает, наверное, каждый мальчишка, решивший связать дальнейшую жизнь с флотом. 

Такие честолюбивые помыслы возникают подчас и у юношей, поступающих в военно-морские вузы с желанием служить Родине на кораблях и подводных лодках ВМФ. 

Но путь до командирского кресла на ходовом мостике долог и тернист.

С курсантских лет знаю выпускника Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова (ныне училище. - Авт.) 2003 года Алексея Ульяненко, который позже возглавлял гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а недавно поступил на учёбу в Военно-морскую академию, передав должность гвардии капитану 2 ранга Роману Глушакову. 

И так случилось, что мне довелось увидеть его на борту крейсера в первый же день службы, когда он и ещё четверо выпускников ТОВМИ докладывали командиру корабля гвардии капитану 1 ранга Сергею Липилину о прибытии в часть. 

На том снимке - жизнерадостные лейтенанты, у которых всё ещё только начинается на офицерском поприще. 

Пять молодых судеб - Максим Ляпин, Александр Рыбалочко, Фёдор Ковалёв, Алексей Ульяненко и Константин Дунаев. 

Один из квинтета после года нелёгкой службы сломался на бытовых трудностях и сменил военную форму на гражданскую одежду, другие продолжают карьеру офицера. 

Как рассказывал мне год спустя после той встречи заместитель командира крейсера по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Юрий Парасочка, особое упорство и усидчивость проявляет Алексей Ульяненко, 

которому в силу обстоятельств на корабле с самого начала пришлось сменить специальность и вникать в обязанности заместителя командира боевой части связи по воспитательной работе. 

При этом период его становления в должности прошёл вполне успешно, офицер сумел найти общий язык с подчинёнными, много внимания уделяет наведению уюта в кубриках, организации досуга личного состава. 

Однако вскоре Алексей всё же решил идти дальше по командирской дороге и для этого вернулся на должность по первоначальной специальности, вспомнил всё, чему учили его на штурманском факультете. 

И перед очередным дальним походом был назначен инженером электронавигационной группы БЧ-1 - штурманской боевой части. 

- Ульяненко хороший офицер, - отозвался о нём тогда командир крейсера. 

- Основательно подготовлен по специальности, инициативен, умеет работать с людьми, способен мобилизовать подчинённых на выполнение поставленных перед ними задач.

Положительно скажу и о Ляпине, Рыбалочко. 

Все трое уверенно осваивают первичные должности. 

У нас такие романтики моря, энтузиасты своего дела, патриоты Отечества остаются надолго. 

С ними приятно служить, на них можно всегда опереться. 

Сам Алексей Юрьевич, поднявшись в 2014 году на командирский мостик, считает, что правильное отношение к людям и жизни, прочный нравственный стержень заложили в нём родители и учителя средней школы приморского села Ивановки, откуда он отправился в ТОВМИ с твёрдой решимостью стать профессиональным военным. 

А на флоте ему помогали набраться опыта, утвердиться в разных должностях и командир БЧ-1 гвардии капитан 3 ранга Алексей Зацепин, и гвардии капитаны 1 ранга Сергей Липилин, Эдуард Москаленко, Александр Потапов - его командиры на «Варяге», и комдив капитан 1 ранга Сергей Жуга, и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Сергей Авакянц. 

- Каждое продвижение по службе требовало и большего багажа знаний, и умения глубже вникать в ту или иную ситуацию, принимать оптимальные, выверенные решения, - делился однажды, после успешного завершения международного морского учения, гвардии капитан 2 ранга Ульяненко. 

- Штурман - это прежде всего большая ответственность за навигационную подготовку, безопасность плавания корабля на любом маршруте перехода, при выполнении любых задач. 

Здесь нужно отлично разбираться в картах, различных руководствах, в том числе и по международному праву. 

Помощник командира - это содержание всего крейсера, ответственность за шкиперское имущество, воспитание членов экипажа в духе морской культуры. 

Если командиром БЧ-1 мне довелось послужить на эскадренном миноносце «Быстрый» (пока наш «Варяг» стоял в заводе на ремонте), то уже должности помощника отдано пять лет непосредственно на крейсере. 

Хорошую школу работы с людьми, управления кораблём прошёл и в ранге старпома после учёбы на командном факультете Высших офицерских классов. 

Именно после этого тяжёлого хлеба мне доверили возглавить экипаж. 

На должности помощника командира он осознал для себя, что способен потянуть и более серьёзную лямку. 

И потому взял за правило никогда не успокаиваться на достигнутом. 

И эта предельная требовательность к себе, а также к подчинённым играет в его военной карьере весьма позитивную роль. 

- Самое главное - к нашему командиру всегда, даже в нерабочей обстановке, можно подойти, посоветоваться, поднять проблемные вопросы, - заметил как-то командир ракетно-артиллерийской боевой части гвардии капитан 3 ранга Сергей Аксёнов. 

- Он спрашивает за дело подчас жёстко, но прежде всё доступно объяснит, предоставит время на решение поставленной задачи. 

И свой авторитет среди сослуживцев командир заработал на наших глазах, поэтому ему верят. 

Верил в свой экипаж и гвардии капитан 1 ранга Ульяненко. 

Благодаря усилиям всего коллектива - от матроса до командира, «Варяг» стал вторым кораблём в истории ВМФ современной России, удостоенным по итогам 2015 года высшей морской награды - ордена Нахимова. 

И в последующие годы флагман Тихоокеанского флота стабильно добивался всё новых победных результатов в боевой подготовке.

Константин ЛОБКОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий