О блоге

19 июля 2021 г.

Старшина команды электриков подводной лодки «М-260» Анатолий Васильевич Середенко.


Фрагмент книги Владимира Илларионова "Люди твои, Севастополь". 

К 85-летию подводника Анатолия Васильевича Середенко (15.04.1936 г.р.). 

... Повестка из военкомата пришла 25 сентября 1956 года. Пора в армию отправляться. 

Так Анатолий Середенко оказался в Кронштадте в 65-й электромеханической школе, где готовили электриков для подводного флота. 

Опыта у призывника было более чем достаточно, любые электрические схемы читал сходу, благодаря качественному обучению и хорошей практике. 

На флоте тогда предстояло служить 5 лет. 

А в марте следующего года (прим. - 1957) срок флотской службы на год сократили. 

В учебном отряде Середенко был в передовиках, на хорошем счету. 

Любую работу мог самостоятельно выполнить. 

Будь то кабель высоковольтный на 12 тысяч вольт, или низковольтная цепь. 

Завод по ремонту подводных лодок таких специалистов ценил и направил Анатолия на подводную лодку. 

Полторы недели он провел в отсеках лодки, осуществляя плановый ремонт электрооборудования корабля. 

Как-то разрешил командир ему на причал отлучиться, а там у щита зарядки аккумуляторов мичман колдует на пирсе. 

При нем два матроса пытаются провода развести. 

Анатолий сразу заметил неладное, сделал замечание о недопустимости таких скруток проводов и ушел по своим делам. 

На обратном пути мичман его остановил: «А ты с какой лодки? «М-200»? А как нужно делать правильно»? 


И уже на следующий день Середенко перевели на среднюю лодку «С-18». 

Лодка та вступила в строй 9 мая 1945 года. 

День рождения лодки с тех пор отмечали в День Победы. 

(прим. - по другим сведениям, лодка вступила в строй 20.06.1945 г. Символичен был не день, месяц, а год Победы). 

Так молодой матрос учебного отряда стал подводником. 

И был он приглашен 9 мая во второй отсек, где собирались ветераны войны. 

Анатолий в качестве вестового отработал на отлично. 

Позже он узнал, что в тот день на борту лодки был и Александр Маринеско.

Разжалованный до старшего лейтенанта, отбывший наказание, Маринеско в те годы форму не носил по известным причинам и работал на заводе на сугубо гражданской должности начальника группы отдела снабжения. 

Увы, подводным флотом матросик особо не интересовался, человека-легенду в лицо не знал, и история его подвигов для него неведома тогда была. 

А ветераны-фронтовики (было их там человек 10) живо интересовались молодым моряком, его родней, условиями службы. 

А 20 мая лодка ушла в море на длительные учения с базированием у острова Мощный в Финском заливе южнее Большого корабельного фарватера. 

От Кронштадта 60 миль, 130 км к западу от Петербурга. 

Эстонцы его называли Лавенсаари. 

Рядом с островом располагались полигоны для тренировок экипажей подводных лодок.

Правда, на острове тогда был только один причал. 

Лодка уходила к острову на месяц, чтобы не совершать длительные переходы каждый день. 

Погружения, всплытия, маневры – все по программе. 

Как-то сослуживцы окликают матроса: «Середа (такое прозвище к Анатолию приклеилось на лодке), а тебе повезло. Ты к нам с какой лодки пришел? С «М-200»? А она месяц назад погибла на Балтике»! 

Подводная лодка «М-200» в надводном положении попала под эсминец «Статный» 76-й бригады Балтфлота. 

Не смогли разойтись в сумерках. 

Погибли все, кроме тех, кто был на мостике. 

Трагедия произошла в Суурупском проходе Балтийского моря. 

Оперативный дежурный оповещения о сближении кораблей не дал. 

В 19.53 надводный корабль разрубил лодку между пятым и шестым отсеками. 

Она затонула на глубине 53 метра. 

После столкновения с эсминца были спущены на воду все спасательные средства. 

Из воды подняли пять моряков и командира «М-200» капитана 3 ранга Шуманина. 

Еще два сигнальщика, находившихся на мостике, погибли. 

В прочном корпусе осталось 26 подводников. 

Спасти их не сумели. 

Для Середенко эта новость была ошеломляющей. 

Его место на погибшей лодке было бы в шестом отсеке. 


Осенью «С-18» вернулась с острова Мощный в Кронштадт, приняла участие ноябрьском параде в Ленинграде. 

Гости посещали лодку, доступ был свободный. 

После парада объявляют, что подводная лодка меняет свой статус и превращается в учебно-тренировочную базу по борьбе за живучесть «УТС-12». 

Позже её передали ДОСААФ Ленинграда для учебных целей. 

Анатолий категорически отказался от должности на берегу. 

Его ещё манила морская служба подводника. 

В тот момент судьба свела Анатолия с командиром новостроящейся лодки «М-295» Скипидарниковым Леонидом Ивановичем. 

На следующий день электрик-асс был уже в команде новой лодки, изучающей материальную часть и помогающей рабочим завода достраивать лодку. 

«М-295» была представителем нового поколения лодок проекта А615 с замкнутым циклом, способных работать на дизелях в подводном положении. 

Водоизмещение 503 тонны, скорость 16 узлов, глубина погружения 100 метров. 

Лодка имела три дизеля по 900 л.с., один электродвигатель, три винта. 

Экипаж 41 человек (6 офицеров, 8 мичманов, 27 старшин и матросов). 

На борт брали жидкий кислород и поглотитель с запасом хода в 100 часов при скорости 3,5 узла. 

Аналогов в мировой практике лодка не имела. 

Выхлопные газы очищались, добавлялся кислород. 

И лодка продолжала движение. 


2 сентября 1957 года внутренними водами «М-295» в доке отправилась на Черное море. 

К месту постоянной дислокации в Балаклаву лодка пришла через два месяца 7 ноября и была включена в состав 27-й отдельной бригады подводных лодок. 

В бригаде было 14 подводных лодок. 

Уже в Балаклаве Анатолия ждало новое назначение на подводную лодку «М-260» старшиной команды электриков. 

Анатолий Васильевич всегда с благодарностью вспоминал своего мастера в ФЗУ, давшего настоящее образование электрика. 

И в Балаклаве команда электриков Середенко долго удерживала первое место в бригаде.

Свою судьбу он уже прочно связал с флотом и после окончания срочной службы продолжал учить молодых моряков-электриков. 

До конца службы, а на «малютках» год за два считался, на лодке у Середенко ни одной серьезной поломки не было, ни одной аварии по электромеханической части. 

Из балаклавской службы Анатолий Васильевич с улыбкой вспоминает самоволки во времена срочной службы, два докования в подземном заводе-укрытии. 


Одно из докований совпало с приездом Хрущева для осмотра подземного завода. 

Середенко был дежурным по лодке. 

Пришел приказ команду убрать с лодки, оставить только вахту. 

Через 10 минут новое ЦУ: «Вахту убрать, оставить только дежурного по лодке». 

Через 15 минут: «И дежурного по лодке убрать, оставить только командира»! 

Вот вся команда через южный выход из штольни выбралась и ждет на горе, когда «отбой» посещения генсеком «протрубят». 

Ждали-ждали и решили два мичмана к столовой рудоуправления пройти и в магазинчике при столовой бутылку прикупить. 

Мичманы – народ серьезный. 

Уж если что решили, так обязательно выполнят. 

Рабочая одежда не была помехой для продавцов магазина, план нужно делать. 

И бутылку водки взяли, и закуску. 

А Хрущев все не едет. 

И лишь через час, как бутылка была пуста, появился кортеж. 

Вот так время и коротали, пока Генсек по штольне гулял...

Комментариев нет:

Отправить комментарий