О блоге

8 января 2020 г.

Патриотическая акция «Адмиралтейский якорь для Икорецкой верфи».


7 сентября 2007 годя в Лискинском районе Воронежской области состоялось торжественное открытие памятного знака "Адмиралтейский якорь" на бывший Икорецкой судоверфи. Эта верфь была одной из шести, основанных Петром Первым на территории нынешней Воронежской области.

Именно в этот день Донской экспедицией адмирала Алексея Сенявина на Икорецкой верфи были заложены первые боевые суда для Азовской боевой флотилии, положившие затем начало Черноморскому флоту России.


Адмиралтейский якорь-трехтонник для памятного знака был передан в дар Лискинскому району командованием Черноморского флота. 

Поиск места существования Икорецкой верфи несколько лет подряд осуществляли лискинские энтузиасты-краеведы на основе архивных материалов. 


Момент доставки якоря из г. Новороссийск в г. Лиски вылился во всенародную 
патриотическую акцию «Якорь для Икорецкой верфи».

Строительство памятного знака в месте впадения реки Икорец и Дон велось методом «народной стройки», в которой приняли участие депутаты Воронежской областной думы, райсовета народных депутатов, руководители многих предприятий и организаций, школьники.


В 1735 - 1740 годов здесь было построено 550 из 731 боевых гребных и парусных судов, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.

Наиболее знаковым этапом деятельности Икорецкой верфи стали 1768 - 1774 годы, когда Донскую экспедицию возглавил контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин. 


В считанные месяцы - с декабря 1768 по апрель 1769 года - на Икорецкой верфи были достроены пять заложенных еще в 30-е годы 44-пушечных прамов (плавучих артиллерийских батарей). 


А всего в 1769 году построено 72 из 93 судов первой очереди, в том числе 58 морских канонерских лодок, палубный бот, дубель-шлюпка и пять баркасов.

Здесь же с энтузиазмом участвовал в доставке корабельного леса молодой мичман Федор Ушаков. 

Он также трудился на достройке «своего» прама № 5, впоследствии получившего название «Троил». 

Затем, уже лейтенантом, командовал прамами «Гектор» и «Дефеб». 

В послужном списке будущего флотоводца оказался еще один корабль Икорецкой верфи - 16-пушечный «новоизобретенный» «Модон».

Вновь созданная морская сила получила название Донской (с 1774 года - Азовской) флотилии. 

Ее корабли, в том числе построенные на Икорецкой верфи, оказывали содействие русской армии во взятии турецких крепостей Керчь и Еникале, обеспечивая безопасность приморских флангов наземных войск.

5 августа 1771 года состоялся первый в истории регулярного русского флота выход отряда из четырех «новоизобретенных» кораблей под командой капитана 1 ранга Я. Сухотина из Еникале в Черное море. 

Этот поход стал и первой десантной операцией русских моряков на Черном море.

Артиллерийские орудия и солдаты, загруженные на корабли в Кафе (Феодосии), были высажены на побережье Судака, Ялты и Балаклавы. 

Корабли осуществляли крейсерство у берегов Крыма и Кавказа от Гёзлёва (Евпатории) до Суджук-Кале (Новороссийска) с целью наблюдения за турецким флотом и недопущения высадки турецких десантов на побережье Крыма.

29 мая 1773 году русские моряки (в т.ч. на икорецких кораблях) победили в первом сражении с турецкой эскадрой. 

Успех сопутствовал и в последующих боях 1773 - 1774 годов у берегов Крыма и у Тамани, а также в сражение у Балаклавы, когда отряд капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена из двух «новоизобретенных» кораблей атаковал турецкий отряд - три линейных корабля и одну шебеку. 

После шестичасового сражения неприятельские корабли, получив значительные повреждения в корпусах и рангоуте, вышли из боя.

А в мае 1783 года корабли Азовской эскадры под флагом героя Чесмы вице-адмирала Федота Клокачева торжественным строем вошли в Ахтиарскую бухту и отныне стали именоваться Черноморским флотом.

https://geocaching.su/?pn=101&cid=4843

http://mosjour.ru/2018028904/

https://liskinet.ru/liski/is.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий