О блоге

4 сентября 2017 г.

Отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва.


Сообщение Минобороны России о том, что заканчивается оцифровка наградных материалов участников Великой Отечественной войны, заставило зайти на сайт Подвиг народа и обнаружить там наградные материалы на гвардии лейтенанта ПЕЛЕВИНА Александра Павловича.

Среди скупых строчек двух наградных листов значится, что после легкого ранения     лейтенант ПЕЛЕВИН А.П.  3.07.1943 года (правильно - 1944 года) был направлен в 36-й отдельный гвардейский  тяжелый танковый полк прорыва 8 Армии I Белорусского фронта, где был назначен командиром танкового взвода.

18.07.1944 года участвовал в прорыве обороны противника в районе Ковеля (Украина), где экипаж танка под командованием гвардии лейтенанта ПЕЛЕВИНА А.П. уничтожил два танка противника, батарею и две роты немецких солдат и офицеров. 

3.08.1944 года участвовал в форсировании реки Висла в районе севернее города Сандомира (Польша), где на правом берегу реки отражал сильные контратаки противника.

Так, что такое отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва. 

С этого и начинается журналистское расследование.

Как пишет Википедия, отде́льный гварде́йский тяжёлый та́нковый полк проры́ва (сокр. гв. оттп, ОГвТТП, гв.ттп, огттп, гттп) — формирование (воинская часть, танковый полк) бронетанковых войск Красной Армии, вооружённое тяжёлыми танками и предназначенное для прорыва сильно и заблаговременно укреплённых оборонительных полос противника, а также качественного усиления танковых соединений.

Первые гв. оттп были сформированы осенью 1942 года и приняли первый бой в конце ноября 1942 года во время операции «Уран» — контрнаступления Красной Армии в ходе Сталинградской битвы. 

В дальнейшем успешно применялись вплоть до конца войны.

Боевые действия 1941—1942 годов вскрыли серьёзные недостатки в организации советских танковых войск. 

В ходе оборонительной фазы боевых действий это было ещё не так заметно, поскольку общая численность исправных советских танков была невелика и они часто действовали в составе небольших подразделений уровня батальона, роты, а то и в одиночку. 

Успешное развёртывание эвакуированных заводов позволило восполнить потери в материальной части и перейти к наступательным операциям, в ходе которых Красной Армии пришлось иметь дело с заранее и хорошо укреплёнными оборонительными позициями вермахта.

Первое крупное весенне-летнее наступление 1942 года Красной Армии под Харьковом окончилось для неё катастрофой — немецкие войска успешно его отразили и сами перешли в атаку, прорвав фронт на огромном пространстве степного междуречья от Дона до Волги. 

Тяжёлое поражение вынудило высшее руководство страны и армии детально проанализировать его причины. 

Одной из них была признана несовершенная организационно-штатная структура бронетанковых войск. 

Основным формированием этого рода войск был танковый корпус, сочетавший в себе достаточно большое (150, по штату лета 1942 года) число танков, но имевший ряд скрытых дефектов в своей структуре. 

Наиболее важным из них была разнотипность материальной части — по штату в корпусе имелось приблизительно равное количество лёгких танков Т-60 и средних Т-34, а также небольшое количество тяжёлых КВ-1. 

Все эти боевые машины обладали разным вооружением, оперативной подвижностью и нуждались в разном топливе: Т-60 — в бензине, а Т-34 и КВ-1 — в соляре. 

В результате в наступлении проблемы со снабжением топливом и боеприпасами становились весьма острыми, а разная оперативная подвижность советских танков приводила к тому, что немцы с успехом разбивали аврально брошенные в бой советские танковые корпуса по частям.

Кроме того, совершенствование немецкой противотанковой артиллерии привело к тому, что броневая защита советских танков уже перестала быть достаточной

Поступающая в 1942 году во всё больших количествах в части вермахта 75-мм противотанковая пушка Pak 40 не имела проблем в поражении Т-60 и Т-34 с любой дистанции и представляла более чем существенную угрозу для КВ-1, чьё бронирование могло защитить машину только на определённых дистанциях и курсовых углах. 

Поэтому руководством Красной Армии были сделаны два очень важных вывода — для прорыва хорошо и заблаговременно укрепившегося противника следует применять формирования, оснащённые однотипными (во избежание проблем со снабжением) и хорошо бронированными тяжёлыми танками. 

Для успешного преодоления обороны врага необходимо массированное применение танков, но с максимально гибким их управлением и тесное их взаимодействие с пехотой и артиллерией. 

Было принято решение, что наиболее полно отвечающим этим условиям базовой единицей является тяжёлый танковый полк численностью в 21 машину. 

Поскольку именно этим формированиям предстояло первоначально взламывать оборону врага со всеми вытекающими последствиями в виде серьёзных потерь, для повышения боевого духа личного состава решили отдельным танковым полкам сразу присваивать при сформировании почётное звание гвардейских со всеми следующими из него льготами. 

При этом надо уточнить что несколько тяжелых танковых полков прорыва, содержавшихся с гвардейскими по единым штатам и организационно от гв. оттп ничем не отличавшихся, гвардейского звания не имели (202-й, 203-й и 262-й оттп).


На вооружении отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва стояли тяжёлые танки КВ-1 (на фото), КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2 (на фото в начале публикации) или поставлявшиеся по ленд-лизу британские «Черчилли» Mk.IV. 

По штату конца 1942 года каждый ОГвТТП имел 21 танк в составе 4 рот по 5 линейных машин (два взвода по два танка и танк командира роты), плюс танк командира полка. 

Все танки полка оснащались радиостанциями. 

Штатной категорией командира полка было звание полковника, командиров рот — капитана, командиров взводов — старший лейтенант, командиров танков — лейтенант. 

По факту на должность командира полка в большинстве назначались офицеры в звании майор, подполковник; командиров рот — лейтенант, старший лейтенант, взводами могли командовать и младшие лейтенанты.

Наличие на должности командиров машин младших лейтенантов было обычным, изредка данная должность занималась опытными сержантами и старшинами. 

По штату, механик-водитель тяжелого танка также был офицером с штатной категорией техник-лейтенант, остальные члены экипажа — старшими сержантами. 

ОГвТТП имел в своём составе ряд небронированных машин — грузовиков, джипов или мотоциклов — для тылового обеспечения, ремонта, снабжения, разведки и связи.

Две легкие бронемашины БА-64 или БА-20 и с 1944 года в ряде полков бронированный тягач КВ-Т(КВ-1С-Т). 

Численность личного состава полка по штату составляла 214 человек, из них 105 приходилось на собственно экипажи тяжёлых танков, 109 человек — на вспомогательный состав (штаб полка, ремонтная рота, административная, снабженческая и медицинская службы).

К началу операции «Уран» было сформировано несколько гв. оттп, вооружённых тяжёлыми танками КВ-1с. 

Боевое применение показало резко возросшие способности гв. оттп в сравнении с танковыми корпусами начала 1942 года по прорыву обороны противника. 

С 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года — момент окончания Сталинградской битвы — гв. оттп успешно выполнили все поставленные задачи по окружению и ликвидации группировки Паулюса, но уже тогда сказалась слабость материальной части — к концу боёв в составе полков оставалось по 3-4 боеспособных танка КВ-1с.

В последующем гв. оттп участвовали с успехом во всех наступательных операциях Красной Армии, но на новой, более боеспособной и живучей материальной части, чем КВ-1с. 

В сентябре 1943 года на вооружение гв. оттп поступили новые танки КВ-85, двумя месяцами позже — ИС-1 и окончательно «рабочей лошадью» этих частей с декабря 1943 года стал ИС-2. 

В мае 1945 года был сформирован первый гв. оттп на новейших тяжёлых танках ИС-3, но принять участие в боевых действиях ему не довелось. 

Вместо этого он участвовал в параде союзных войск в Берлине, наглядно показав США и Великобритании мощь бронетанковых войск Советского Союза. 

Однако несмотря на смену материальной части, структура в 21 танк сохранялась до самого конца войны. 

После войны гвардейские тяжелые танковые полки прорыва были либо расформированы, либо переформированы в танковые батальоны, которые вместе с также переформированными гвардейскими тяжелыми самоходно-артиллерийскими полками сводились в гвардейские тяжелые танко-самоходные полки.

ИсточникТяжелый танковый полк прорыва


ИС-2, как и КВ-85 или ИС-1, поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва (ОГвТТП). 

Каждый ОГвТТП имел 21 танк в составе 4 рот по 5 машин плюс танк командира полка. 

Командир полка обычно имел звание полковника или подполковника, командиры рот — звание капитана или старшего лейтенанта. 

Командиры танков, как правило, были лейтенантами, а механики-водители — сержантами (часто — техниками — младшими лейтенантами). 

Остальные члены экипажа по штатному расписанию были рядовыми. 

ОГвТТП обычно имел в своём составе несколько небронированных машин обеспечения и поддержки — грузовиков, джипов или мотоциклов, численность личного состава полка по штату составляла 214 человек.

ИсточникИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк

1 комментарий: