О блоге

16 июля 2017 г.

14 июля — 50 лет со дня образования 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР.


14 июля 2017 года исполнилось 50 лет со дня образования 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР.

В сложной международной военно-политической обстановке, в условиях противостояния двух общественно-политических систем военные моряки нашей страны в течение четверти века с честью и достоинством выполняли все поставленные задачи по обеспечению стратегических интересов СССР и сдерживанию вероятного противника.

После окончания Второй мировой войны в Средиземном море безраздельно господствовали военно-морские силы США, Великобритании, а с 1949 года и коллективные военно-морские силы НАТО. 

Одной из основных целей их послевоенного присутствия в регионе было стремление ослабить возросшее влияние СССР на государства Юго-Восточной Европы и Северной Африки и запугать Советский Союз созданием полномасштабной ракетно-ядерной угрозы. 

В 1950-е годы источником этой угрозы был постоянно действующий в Средиземном море 6-й флот США. 

Базирующиеся на его авианосцах палубные бомбардировщики являлись носителями ядерного оружия и могли быть использованы для нанесения ядерных ударов по объектам, расположенным в юго-западной части СССР. 

К началу 1960-х годов в силу строительства в США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) характер ядерной угрозы со стороны США претерпел качественные изменения. 

Скрытность действий ПЛАРБ и возможность выполнения пусков баллистических ракет практически с любого направления и дальности увеличили поражаемую площадь территории Советского Союза, снизив при этом возможности по отражению ракетно-ядерного нападения.

Кандидат военных наук адмирал Игорь Владимирович Касатонов в одной из своих книг так характеризовал сложившуюся ситуацию: 

«Нарастание ракетно-ядерной угрозы со стороны ПЛАРБ, развёрнутых в восточной части Средиземного моря, вызвало необходимость создания полноценной, мощной группировки сил ВМФ, способной, адекватно реагируя на действия противника, вести упреждающие действия по вскрытию подводной обстановки, обнаружению ПЛАРБ и поддержанию готовности к их уничтожению. 

Всё это должно было вынудить командование ВМС США к переразвёртыванию ПЛАРБ в другие районы, действия из которых были менее эффективны».


В июне 1967 года результатом настойчивой и планомерной работы главнокомандующего ВМФ адмирала флота С.Г.Горшкова стало решение руководства страны о развёртывании в Средиземном море специального оперативного объединения с постоянным (штатным) командованием, штабом, командой связи и переменным корабельным составом — 5-й эскадры ВМФ. 

В её состав входили корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов по специальному графику очередности несения боевой службы.

14 июля 1967 года в 00.00 часов первый командир эскадры контр-адмирал Б.Ф.Петров вступил в управление силами, о чём произвёл доклад в ГШ ВМФ и известил радиограммой все корабли флотов, действующие в Средиземном море. 

В этот же день ГК ВМФ подписал приказ №0195 о сформировании эскадры с непосредственным подчинением её ГК ВМФ.

Операционной зоной эскадры стало всё Средиземное море и район Атлантического океана западнее пролива Гибралтар до меридиана мыса Сан-Висенти (западная кромка побережья Португалии). 

Базировались корабли в открытом море в точках якорных стоянок, временами кратковременно заходили в порты Египта (Александрия, Порт-Саид), Сирии (Латакия, Тартус), Югославии, Алжира, Туниса. 

С 1984 году в сирийском порту Тартус был развёрнут пункт материально-технического обеспечения.

«Задачами эскадры в политическом масштабе стали защита государственных интересов в регионе, поддержка внешнеполитических решений и акций правительства, противодействие (своего рода противовес) 6-му флоту США, 

а также ВМС других стран НАТО и недружественных нам государств в их агрессивных притязаниях в регионе, поддержка и военная помощь союзникам и дружественным странам.

Основными «штатными» задачами боевой службы эскадры были поиск, определение районов патрулирования, слежение за ПЛАРБ ВМС США и другими иностранными ПЛ, 

а также разведка и слежение за многоцелевыми (ударными) авианосцами и другими ударными группировками ВМС США и НАТО в готовности их уничтожения по приказанию, — вспоминал на страницах своей незавершённой книги по истории соединения капитан 1 ранга в отставке Владимир Заборский.

 — В составе эскадры в повседневной обстановке (при отсутствии военно-политических передряг на театре), как правило, находились 3–5 атомных многоцелевых подлодок и 8–10 дизельных ПЛ; 8–12 надводных боевых кораблей океанской зоны; 

отряд десантных кораблей (один БДК, два СДК) с батальоном морской пехоты на борту, тральщики; отряд кораблей спецназначения и вспомогательных судов в количестве 15–20 единиц. 

При обострении обстановки следовало немедленное усиление эскадры силами оперативного резерва флотов».


Убедительным примером этого является ситуация, сложившаяся осенью 1973 года в период так называемой «войны Судного дня» — военного конфликта между коалицией арабских стран и Израилем. 

Вспоминает непосредственный участник тех событий адмирал Владимир Григорьевич Егоров: «6 октября в восточной части Средиземного моря находились 60-е и 61-е оперативные соединения 6-го флота США в своём штатном составе во главе с ударными авианосцами «Рузвельт» и «Кеннеди». 

5-я эскадра имела в своем составе 20 боевых кораблей, 10 подводных лодок, развёрнутых на позициях, и 15 вспомогательных судов. 

Обстановка стала резко обостряться. 

За 25 суток американцы сосредоточили в этом районе: 3 ударных авианосца, 13 крейсеров УРО, 9 эсминцев, 2 десантных вертолётоносца, 8 десантных кораблей с 6000 морских пехотинцев на борту, 3 атомные подводные лодки многоцелевого назначения, 4 ракетных катера и 9 вспомогательных судов — итого 51 единица.

Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков перевёл в повышенную готовность Черноморский флот. 


В период наращивания сил боевой службы на 5-ю эскадру прибыло: от Черноморского флота — 18 боевых кораблей, 2 подводные лодки; от Северного флота — 10 подводных лодок; от Балтийского флота — 3 боевых корабля. 

Эти силы обеспечивали решение поставленных главкомом ВМФ задач. 

Плюс дивизия морской ракетоносной авиации Черноморского флота, находившаяся на дежурстве на крымских аэродромах с подлётным временем в район выполнения задач 1 час 30 минут — 1 час 50 минут. 

Во время этого напряжённого и взрывоопасного противостояния сил флотов США и СССР, продолжавшегося более месяца, я находился в Средиземном море в должности командира большого противолодочного корабля «Образцовый» и был участником тех событий.

Слежение нашими КУГ за американскими авианосными ударными группами лишало американцев их основного превосходства — внезапного подъёма авиации и усиливало наши боевые возможности при вероятном нанесении ударов по авианосцам».

В те годы Владимир Григорьевич не мог знать, что в будущем ему предстоит в течение нескольких лет командовать этим оперативным объединением ВМФ. 


«За период своего существования 5-я эскадра сменила несколько названий и имела в разные периоды различное оперативное подчинение, — продолжил свои воспоминания адмирал В.Г.Егоров, — я был вторым командующим 5-й флотилией кораблей, сменив её первого командующего — контр-адмирала Владимира Ивановича Калабина. 

Всего два года, с 1987 по 1988 год, мне было доверено командовать этим объединением, выполнявшим в течение 25 лет важнейшую задачу обеспечения государственных интересов СССР в Средиземном море. 

Его расформирование в 1992 году считаю большой ошибкой. 

Если бы не это, я говорю совершенно точно, не было бы разрушенных Югославии, Ливии, Сирии. 

Когда начали бомбить Ливию в 1986 году, М.Каддафи обратился к Генеральному секретарю КПСС М.Горбачёву — была дана команда принять меры. 

Вдоль территориальных вод Ливии были поставлены на линию дозора три наших корабля.

Был командный пункт в Триполи, обеспечивалась прямая связь с начальником нашего Генерального штаба. 

И бомбёжки прекратились. 

Перед тем как начались бомбежки Югославии в 1999 году, наши разведчики получили информацию, что сербов будут бомбить. 

А отреагировать было нечем: в Средиземном море был один наш корабль-разведчик. 

Он наблюдал — и всё...

Тем не менее 5-я (Средиземноморская) эскадра стала первым оперативным объединением, которое смогло реально противостоять американскому флоту в зоне так называемых жизненно важных интересов США. 

Деятельность эскадры внесла существенный вклад в обеспечение военной безопасности и национальных интересов государства на Южноевропейском направлении в эпоху «холодной войны». 

Опыт создания оперативного объединения в Средиземном море оказался востребованным в дальнейшем».

Высококвалифицированные специалисты, составлявшие основу штаба эскадры, проявив свои высокие организаторские способности, впоследствии заняли ответственные посты в различных органах управления ВМФ, а 40 человек стали адмиралами и генералами. 

Командовали эскадрой (позднее флотилией) адмиралы Б.Ф.Петров, В.М.Леоненков, Е.И.Волобуев, В.И.Акимов, Н.И.Рябинский, В.Е.Селиванов, В.И.Калабин, В.Г.Егоров,А.В.Горбунов, П.Г.Святашов, Ю.Н.Сысуев.

Прошло 25 лет после расформирования 5-й оперативной флотилии. 

Российский флот возвращается в Средиземноморье на новой основе и, что самое главное, с новыми кораблями и с новым оружием. 

Россия взяла курс на обеспечение своего постоянного присутствия в этом стратегически важном для неё районе. 

На расширенном заседании руководящего состава Вооружённых Сил РФ министр обороны генерал армии Сергей Шойгу заявил: «Принято решение о формировании управления оперативного соединения ВМФ в Средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе. 

Проведённые учения в акваториях Чёрного и Средиземного морей показали, что в целом межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне».

В сентябре 2013 года с учётом складывавшейся военно-политической обстановки было создано постоянное оперативное соединение Военно-Морского Флота Российской Федерации на Средиземном море. 

Обычно в составе Средиземноморской группировки с поддержкой ротации задействованы боевые корабли и суда Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Материально-техническое обеспечение производится в основном с помощью стационарного пункта в сирийском Тартусе. 


Экипажи боевых кораблей Балтийского флота СКР «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый», БДК «Александр Шабалин», «Королёв», «Минск», «Калининград», вспомогательных и гидрографических судов выполняли поставленные задачи в составе оперативного соединения кораблей ВМФ на Средиземном море. 

А совсем недавно в этот регион направлена и плавмастерская ПМ-82.

В ходе оказания интернациональной помощи Сирии в борьбе с боевиками запрещённой в России группировки ИГИЛ надводные корабли и подводные лодки ВМФ России, применив новые ударные крылатые ракеты «Калибр», из акватории Средиземного моря нанесли ощутимый урон этим бандформированиям.

Можно с уверенностью сказать, что сегодняшнее поколение военных моряков продолжает традиции предшественников из состава 5-й эскадры (флотилии) ВМФ, использует накопленный ими огромный практический опыт, с честью несёт свою вахту под Андреевским флагом в различных районах Мирового океана.

Подготовил Валерий Комиссаров.

Приказом главнокомандующего ВМФ 14 июля объявлен памятным днем и будет отмечаться как День Средиземноморской эскадры.


В Севастополе моряки Черноморского флота отмечают 50-летие создания 5-й Средиземноморской эскадры (ФОТО).

Комментариев нет:

Отправить комментарий