О блоге

7 декабря 2016 г.

Крейсер «Адмирал Кузнецов» подводят тросы.


Истребители тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» могут передислоцировать на российскую авиабазу «Хмеймим» в сирийской провинции Латакия, если в ближайшее время не удастся обеспечить надежность использования троса-аэрофинишера.

Именно из-за обрыва троса были потеряны два самолета, сообщает во вторник 6 декабря газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минобороны РФ. 

Правда, окончательно причина инцидентов до сих пор не установлена. 

Среди версий ошибка пилотов, брак троса, его неправильная запрессовка.

По информации газеты «Коммерсант», к работе уже приступила комиссия Минобороны.

Ей предстоит выяснить причины инцидента с аэрофинишером взлетно-посадочного комплекса «Светлана-2» разработки Пролетарского завода (Санкт-Петербург).

Издание отмечает, что пока прорабатывается несколько версий. 

Одна из них связана с ошибкой пилота при посадке. 

Источник, близкий к расследованию, говорит, что летчик мог «нарушить центровку», заходя на посадку на повышенной скорости и под углом, самолет зацепил трос крюком-гаком в неположенном месте, создав тем самым на него излишнюю нагрузку. 

По инструкции, летчик после обрыва троса должен включить форсаж и экстренно взлететь, однако пилот этого не сделал: возможно, у истребителя уже не оставалось места для маневра, говорится в статье.

Вторая версия связана с производственным браком. 

Тросы аэрофинишера должны испытываться на разрыв, но источник издания не исключил, что партия, переданная «Адмиралу Кузнецову», оказалась ненадлежащего качества.

«Третья версия заключается в неправильной запрессовке троса, который был заменен после предыдущего инцидента на крейсере, случившемся 13 ноября с корабельным истребителем МиГ-29К. 

Как выяснила аварийная комиссия, причиной крушения истребителя в тот день стал не отказ двигателя, как изначально сообщало Минобороны, а проблемы с аэрофинишером, в тросах которого запутался вылетавший с ним другой самолет.

МиГ-29К в итоге кружил в акватории Средиземного моря до тех пор, пока в баках не кончилось топливо. 

Пилот успел катапультироваться и был спасен. 

С тех пор Минобороны о привлечении МиГ-29К для выполнения задач в Сирии не сообщало», – пишет «Коммерсант».

Несколько источников «Коммерсанта» в военном ведомстве говорят, что задействование Су-33 и МиГ-29К из-за выявленных на «Адмирале Кузнецове» проблем может серьезно сказаться на всей программе полетов. 

По их словам, если устранить неполадки в аэрофинишере взлетно-посадочного комплекса в короткие сроки не удастся, то основная часть Су-33 (порядка восьми машин) и МиГ-29К (две единицы) будет передислоцирована на авиабазу Хмеймим в провинцию Латакия. 

Напомним, первый самолет, истребитель МиГ-29КР, был потерян 14 ноября из-за выработки топлива, когда ожидал в воздухе ремонта поврежденного аэрофинишера.

Вторая машина, истребитель Су-33, выкатился с палубы при посадке вчера, 5 декабря. 

В обоих случаях летчики катапультировались и были подобраны спасательными командами.

«Это очень напряженная, сложная и героическая работа. 

Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив», – заявил по этому поводу пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков (цитата по РИА «Новости»).

Газета ВЗГЛЯД писала о том, что «Адмирал Кузнецов» не только несет в себе целую серию недоработок еще со времен своего создания, но и нуждается в тотальной модернизации.

Авторы блога bmpd, выходящего под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), говоря о причинах инцидента с МиГ-29, отметили, что «данная история наглядно демонстрирует сложность эксплуатации такой авиационной системы, какой является авианесущий корабль, 

и что для успешной эксплуатации все элементы системы, включая палубную команду и авиационную боевую часть, должны функционировать с должной эффективностью и обученностью».

«Недостаток подготовки и организованности палубной команды авианосца может иметь самые тяжелые последствия, грозя потерями сверхдорогостоящей материальной части – в этом многократно убеждались ранее ВМС США, сделавшие соответствующие выводы, а теперь в этом начинает убеждаться и ВМФ России», – говорилось в блоге.

Чтобы не рисковать техникой и экипажами, и может быть принято решение о передислокации восьми Су-33 и двух МиГ-29, пишет издание. 

Ранее газета The Times, со ссылкой на свои источники в Минобороны Великобритании, уже сообщила о передислокации истребителей с «Адмирала Кузнецова» в Хмеймим.

Издание сослалось также на спутниковые снимки, сделанные еще 20 ноября и опубликованные журналом IHS Jane’s. 

На снимках на авиабазе «Хмеймим» видны девять машин, которые издание идентифицирует как восемь Су-33 и один МиГ-29.

В то же время источник «Интерфакса» сообщил, что истребители с «Адмирала Кузнецова» в плановом порядке совершали посадки на авиабазе ВКС РФ в Хмеймиме с начала подключения к операции группы ВМФ России в Средиземном море.

Минобороны России также сообщало, что операция в Сирии, помимо основной задачи, выполняет и ряд других, в частности, задачу оценки готовности различных подразделений и вооружений к выполнению сложных боевых задач. 

От результатов этой оценки будет зависеть комплекс решений по усилению боеготовности Вооруженных Сил.

Источникhttp://www3.vz.ru/news/2016/12/6/847784.html

В ходе разбирательства установлено, что аэрофинишёры на авианесущий крейсер поставило закрытое акционерное общество "Новокраматорский машиностроительный завод" (ЗАО НКМЗ), г. Краматорск, Донецкая область, ул. Орджоникидзе, д.5, Украина, 

на основании контракта № 21/22-09 от 26.08.2009 и заключённого между заявителем (ООО "Промышленные технологии") и ЗАО НКМЗ в редакциях дополнительного соглашения № 29 от 30.08.2012 года к контракту № 21/22-09 от 26.08.09 и дополнительного соглашения № 31 от 21.11.2012 года.


Как сообщили газете ВЗГЛЯД источники, близкие к Морской авиации ВМФ России, истребителем МиГ-29, потерпевшим аварию при попытке посадки на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море, управлял начальник отдела боевой подготовки управления Морской авиации Северного флота, Герой России, заслуженный военный летчик Российской Федерации полковник Игорь Матковский.


Матковский родился в 1961 году в Севастополе. 

Является одним из трех строевых летчиков ВМФ России с опытом более 200 посадок на палубу авианосца на корабельных истребителях. 

Свою первую посадку на палубу «Адмирала Кузнецова» совершил в 1998 году.

Его отец, Феоктист Григорьевич Матковский, также был военно-морским летчиком.

Интересно, что он создавал и первым командовал 279-м корабельным истребительным авиаполком, который через много лет возглавил его сын. 

Полковник Феоктист Матковский трагически погиб при выполнении полета 15 апреля 1977 года. 

Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Матковский является одним из немногих летчиков Морской авиации, чья фамилия порой упоминается в прессе. 

В частности, сюжет про него делал Первый канал, писала ведомственная газета Минобороны «Красная звезда», кроме того, Матковский публично давал комментарии телеканалу Россия-1, которая снимала репортаж о службе авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Источникhttp://vz.ru/news/2016/11/23/845437.html

ПРО АЭРОФИНИШЁР.

«Это устройство представляет из себя, как известно, натянутые поперек палубы четыре троса. В идеале летчик при посадке должен захватить первый из тросов, – пояснил газете ВЗГЛЯД доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков.

– В этом случае машина последовательно затормаживается первым, вторым, третьим, и наконец четвертым тросом. 

Если пилот захватывает второй трос, то машина с рывком, на пределе возможностей, но тоже останавливается. 

Если он захватывает третий трос, то остается всего два троса. Двумя этими тросами самолет уже не удержать».

Впрочем, если верить другим открытым источникам, садящемуся на палубу «Кузнецова» самолету достаточно зацепиться за один из тросов, любой из четырех.

В любом случае причастность к аварии тросов аэрофинишера не вызывает сомнений.

ПОЧЕМУ БОЕЦ БЕЖИТ ПО ТРОСУ.

Проблема с тросами на «Кузнецове» считается очень старой, признал источник газеты ВЗГЛЯД, близкий к Морской авиации. 

Вес машины на посадке может достигать 24 тонн, и на скорости примерно в 250 км/час трос должен взять этот удар на себя.

«Ресурс троса ограничен несколькими десятками зацепов, после чего его просто выбрасывают и ставят новый, – рассказывает газете ВЗГЛЯД высокопоставленный отставной офицер российских ВВС. 

– После каждого зацепа, как только трос вернулся в исходное положение, вдоль него по палубе пробегает боец. Он обворачивает его тряпкой и ведет тряпкой по всему тросу, проверяя, нет ли порывов металлических прядей».

«Сам по себе обрыв троса сразу после зацепа опасности представляет мало, ведь на посадку летчик идет на высокой скорости, с большими оборотами двигателя, высота палубы – 26 метров, которой вполне хватает дать обороты до максимума и уйти на второй круг, – рассказывает газете ВЗГЛЯД офицер.

– Опасен именно обрыв в конце пробега, когда скорости для ухода на повторный круг уже просто нет. Тогда пилоту уже бесполезно «давать по газам», остается только катапультироваться, пока самолет не ушел под воду».

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике уже на «Кузнецове» произошла авария, напоминающая ту, что случилась теперь в Средиземном море. 

Су-33, которым управлял подполковник Юрий Корнеев, был потерян тоже из-за обрыва троса. 

Правда, летчик был спасен так быстро, что, по его словам, не успел даже замерзнуть.

Запись этого происшествия доступна в Сети. 

На этой записи видно, что самолет почти остановился в ту секунду, когда оборвался трос.

На видеозаписи хорошо заметно, что Су-33 почти успел затормозить – и тут внезапно обрывается трос, после чего по инерции тяжелая машина сваливается за борт.



Каков механизм работы таких тросов?

«Под палубой стоят огромные барабаны – метров шесть диаметром. 

При зацепе они по специальной программе стравливают с себя трос – затормаживают в зависимости от посадочного веса машины. 

Этот вес может сильно отличаться в зависимости от объема топлива на борту. 

Всякий раз при посадке пилот сообщает на борт данные об остатке топлива.

Тогда в зависимости от фактического веса машины ставятся «уставки» на тормозные барабаны, чтобы успеть остановить именно данный самолет на дистанции в 90 метров.

Перед каждой посадкой конкретный матросик бегает и ставит «уставки». 

Если поставит неправильно, то барабан также будет тормозить неправильно, что может стать одной из причин обрыва троса, – пояснил собеседник. – И такие случаи бывали».

Доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков разъяснил газете ВЗГЛЯД: потеря самолетов – это, конечно, очень тяжело и болезненно, но, с другой стороны, набирается драгоценный опыт. 

«У нас, не сомневаюсь, летчики еще не обладают достаточным опытом, чтобы гарантированно и безопасно сажать самолеты.

На 2010 год в России было всего 10 подготовленных палубных летчиков. 

До начала войны в Сирии их было еще меньше. 

Наш авианосец смог выйти в море для участия в операции в Сирии только лишь сейчас, то есть лихорадочно в течение года готовя летчиков. 

Но за год подготовить летчика-палубника практически невозможно. 

Чтобы он мог нормально взлетать и садиться, нужно не менее трех–пяти лет», – уверен он, именно этим и объясняя высокую аварийность на «Кузнецове».

Правда, по словам Сивкова, американские военные, которые обладают несравнимо большим опытом в использовании авианосцев и палубной авиации, также испытывают множество проблем со взлетом и посадкой. 

Только за последние 10 лет в ВМС США разбились пять палубных самолетов. 

Это касается только взлетов с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации при полетах с наземных аэродромов было намного больше.



Комментариев нет:

Отправить комментарий