О блоге

21 февраля 2015 г.

Боевой путь тральщика ТЩ-183 (USS YMS-460) в водах седой Балтики. .


В феврале 2013 года на блоге появилась заметка "На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460)". 

Москвич САВЕЛЬЕВ Александр Николаевич вышел на блог в поисках информации о подробностях службы своего отца САВЕЛЬЕВА Николая Васильевича - военного моряка подводных сил Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века.

В семейном архиве Александра Николаевича сохранились памятные фотографии экипажей кораблей, на которых служил его отец. 

Фотоколлаж, датированной 1941 годом запечатлел экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" подводных сил Тихоокеанского флота, которым командовал ГАРКУША Иосиф Иванович. 


Подробней, материал с фотографиями членов экипажа подводного минного заградителя Л-7, читайте на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru/2013/01/7.html.
 

Не меньший интерес вызвала вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде. 

Фотография датирована 1945 годом. 

На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ. 

Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.

Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс (Канада). 

Фалмауст, правильно Фалмут — порт в Великобритании. 

В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.

Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой. 

В правом верхнем углу коллажа нарисован спасательный круг с номером 460. 

Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии.


В левом нижнем углу нарисован тральщик с бортовым номером 460

Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС. 

Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и тралбалки на корме.

В результате журналистского расследования удалось выяснить, что нарисован один из американских тральщиков типа YMS третьей серии (без дымовой трубы), поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу.


Тральщик Т-183 (до 19.10.1944 г. "YMS-460", с 27.12.1956 г. "ОС-8") 

Заложен 8.06.1943 г. (Кливленд, США), спущен 4.12.1943 г. вступил в строй 27.05.1944 г. 05.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу, 28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).

Подробней - На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460)

И вот в нашем распоряжении появились свидетельства боевого пути тральщика Т-183 в водах седой Балтики. 

Для этого мы обратились к сайту "Подвиг народа" и полистали наградные листы, бережно хранящиеся в Центральном военно-морском архиве и которые переведены в электронный вид.

Как оказалось, ТЩ-183 (прим.- в наградных листах именно так) входил  в состав 15 отдельного дивизиона тральщиков 3-й бригады траления ОМОР Балтийского флота. 

По состоянию на 4 ноября 1945 года командир тральщика ТЩ-183 старший лейтенант Широков А.Н., командир 15 ОДНМТЩ капитан-лейтенант Наумов, командир 3-й бригады траления ОМОР капитан 1 ранга  Артеменко.


Наградной лист на электрика ТЩ-183 краснофлотца АРХИПЕНКО Митрофана Федоровича, 1918 г.р., украинца, кандидата ВКП(б) с 1940 года.

За участие в боевом тралении Ирбенского пролива и проявленную при этом инициативу и находчивость, а так же отличное знание своей специальности Архипенко М.Ф. представлен к награждению Правительственной медалью "УШАКОВА". 

http://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument


Наградной лист на комендора ТЩ-183 краснофлотца АНТОНОВА Виктора Ивановича, 1921 г.р., русского, кандидата ВКП(б) с 1944 года. 

За участие в боевом тралении Ирбенского пролива, за проявленную при этом инициативу и находчивость Антонов В.И. представлен к награждению Правительственной медалью "НАХИМОВА".   

http://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument


Наградной лист на рулевого ТЩ-183 краснофлотца ПИТОМЦЕВА Николая Васильевича, 1920 г.р., русского, члена ВКП(б) с 1942 года. 

За инициативу и мужество, проявленные при боевом тралении Ирбенского пролива, Питомцев Н.В. представлен к награждению Правительственной медалью "УШАКОВА".


Среди наградных листов, есть представление к награждению орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ мичмана ФИЛАТОВА Федора Васильевича - боцмана тральщика ТЩ-447 8-го отдельного дивизиона тральщиков 2-й бригады траления КБФ. 

Под его непосредственным руководством команда в количестве 200 человек отправилась из Владивостока в Портленд, затем по Америке в Нью-Йорк ... 

Самостоятельно с личным составом принял корабль и всё его имущество и оборудование и руководил организацией личного состава на корабле в течении месяца до прибытия командира и др. офицеров корабля. 

Подробнейhttp://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument


А вот наградной лист, представленного к награждению орденом БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, командира тральщика ТЩ-185 старшего лейтенанта МАКОВА Александра Александровича (кавалера ордена КРАСНАЯ ЗВЕЗДА, медалей "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа"). 

22 апреля 1945 года Маков прибыл в Нью-Йорк. 

Переход отряда тральщиков из США в СССР составил 40 суток, 24 июня 1945 года корабль следовал Кильским каналом и 3 июля 1945 года прибыл на Балтийский флот.

http://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument


Савельев Александр Николаевич просит помочь

На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).

RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).

p.s. Уважаемый Александр Николаевич! 

Примите самые теплые поздравления с Днём Защитника Отечества и пожелания счастья, успехов, крепкого флотского здоровья Вам и вашим родным и близким, семь футов под килем !

Продолжение следует.

Владимир Пелевин
Алексей Пелевин

1 комментарий:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=IPqq5LPsf8U&t=84s Видео презентация про участника перехода на тральщике т-184 (UMS 462)

    ОтветитьУдалить