О блоге

21 февраля 2013 г.

На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).


Москвич Савельев Александр Николаевич вышел 
на блог в поисках информации о подробностях службы своего отца Савельева Николая Васильевича - военного моряка Подводных сил Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века. 

В семейном архиве Александра Николаевича сохранились две памятные фотографии экипажей, в которых служил его отец. 

Фотоколлаж, датированной 1941 годом запечатление экипаж ПЛ, которым командовал И.И.Гаркуша. 

Под фотографиями членов экипажа стоят их фамилии. 

Среди старших офицеров: Кирилов М.Н., Кирияка В.А., Фадеев В.П., Софьин В.И., среди моряков - фотография Савельева Николая Васильевича. 


По ряду конструктивных особенностей корпуса подводной лодки на фотографии, нарисованной явно специалистом, было выдвинуто предположение, что это подводный минный заградитель типа «Л» XI серии - Л-7 "Ворошиловец"

которым в 1939 г. и с 22 июня 1941 по 26 октября 1943 гг. командовал Гаркуша Иосиф Иванович и который в 1947 году вступил в командование 2-м дивизионом 1 бригады подводных лодок ТОФ (ПЛ типа "Л") в звании капитана 3 ранга. 

Так как других версий пока не появилось, остаётся предположить, что на фото 1941 года в виньетках запечетлён экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" Подводных сил Тихоокеанского флота. 

Подробней, материал с фотографиями членов экипажа ПЛ Л-7, читайте на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru/2013/01/7.html.

Не меньший интерес вызывает вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде. 

Итак, давайте вместе ещё раз внимательно посмотрим, что же там изображено.


Фотография датирована 1945 годом. 

На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ. 

Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.

Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. 

Расположен на юго-востоке острова Ньюфаундленд на полуострове Авалон на побережье Атлантического океана.

Фалмауст. Правильно Фалмут — город - порт в Великобритании. 

В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.

Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой. 

В правом верхнем углу фотоколлажа нарисован спасательный круг с номером 460

Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии. 


В левом нижнем углу нарисован 
корабль с бортовым номером 460. 

Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС.

Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник  по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и самое главное - тралбалки на корме !!! 

Художник, видимо, чтобы было понятно, что это тральщик, прямо по курсу нарисовал плавающую мину  и в отдалении ещё один силуэт явно тральщика (прорисованы тралбалки). 


Тут же возникло предположение, что это один из американских тральщиков поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу. 


Обратимся к Википедии и мы там видим фото тральщика ВМС США типа YMS с надписью USS YMS-324 in San Francisco Bay, California, after the end of World War II, circa 1945-46. 

YMS-1 class minesweeper.

Не правда ли, тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба.

Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот. 

Размерения и вооружение тральщиков данного проекта. 

Водоизмещение 345 т. 

Размерения 41.45 х 7.46 х 3.87 м. 

ГЭУ дизельная, 1000 л.с. 

Скорость 12.8/9.2 узла.

Дальность 2030 миль. 

Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 20 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета, тралы 1 электромагнитный, 1 акустический. 

Экипаж 48 чел. 


Строились тральщики типа YMS в США в 1942 - 1944 гг. несколькими сериями.

Тральщики разных серий отличались количеством дымовых труб.

Тральщики первой серии (YMS-1 - YMS-134) имели две дымовые трубы.

Второй серии (YMS-135 - YMS-445, YMS-480, YMS-481) - одну.

А третьей серии (YMS-446 - YMS-479) - не имели дымовой трубы (ответ на вопрос, куда делась труба).

Если Савельев Николай Васильевич в составе команды перегонял тральщик из США в СССР, то что пишут про USS YMS-460 Minesweeper англоязычные интернет-ресурсы.

http://www.navsource.org/archives/11/19460.htm


USS YMS-460 (YMS-460). 

Minesweeper of the YMS class
Built by Stadium Yacht Basin 
(Cleveland, Ohio, U.S.A.)

Ordered 16 Nov 1942
Laid down 8 Jun 1943
Launched 4 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 31 Mar 1945

History Transferred to the USSR 
on 31 March 1945 (5 April 1945)

Former name PCS-1415

А теперь, что пишут русскоязычные интернет-ресурсы. 

Тральщик Т-183 (до 19.10.1944 г. "YMS-460", с 27.12.1956 г. "ОС-8") 

Заложен 8.06.1943 г. (Кливленд, США).

Спущен на воду 4.12.1943 г. 

Вступил в строй 27.05.1944 г.

05.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу.

28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ). 

30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в опытовое судно и перечислен в Северный флот (СФ). 16.10.1957 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.

http://sewar.ru/tralschiki/1387-tip-yms-t-183-do-19101944-g-yms-460-s-27121956-g-os-8.html


В принципе, разница на несколько дней только в дате приёма тральщика - 31 марта или 5 апреля 1945 года. 


В итоге получается, что экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Широкова из Владивостока морем и поездом добрался до Нью-Йорка, где принял построенный на озере Эри в Кливленде, штат Огайо тральщик ВМС США USS YMS-460 (Т-183) и перегнал его через Сент-Джонс, Фалмут на остров Борнхольм в Данию.

В тему:

Датский историк о советской оккупации Борнхольма

Продлить пребывание советских войск на острове Борнхольм (дат. Bornholm, Denmark) заставила необходимость проведения широких работ по разминированию Померанской и Мекленбургской бухт. 

В этом районе мины ставили немецкие надводные корабли, советские подводные лодки и английская авиация. 

Так в 1944-1945 годах английская авиация поставила в Померанской бухте 744, в Данцигской бухте -700, у о. Борнхольм 100 неконтактных мин. 

Из-за отсутствия точных координат поставленных мин требовалось протралить огромные акватории. 

Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы. 

Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиков). 

Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене. 

В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.

Видимо в заключение необходимо перечислить всех членов экипажа на фотоснимке. 

Офицеры - капитан-лейтенант А.Н. Широков,  А.И. Зиненко, Г.И.Бережной, В.Д.Трифонов, М.Е.Кураганов, М.Ш.Степанский, А.А.Барков, Г.Г.Первухин.

Матросы и старшины - Б.Г.Семёнов, С.И.Смирнов, М.Е.Калачев, Г.А.Гузыкин, Д.В.Костенко, З.Г.Мергазизов, Г.Н.Полевой, И.А.Лобачев, К.А.Миловидов, Г.А.Киров, А.А.Сычев, Н.М.Новиков, П.Г.Пермяков, И.Д.Васин, И.И.Кушнир, И.П.Слетов,

Г.Е.Стародубцев, Н.К.Кулаков, А.М.Наянов, И.М.Догонкин, С.Ш.Мухамедзянов, К.И.Приходько, М.Ф.Архипенко, Н.М.Бударов, Е.А.Черданцев, Ф.Ф.Рылов, Н.В.Савельев, П.Д.Дятлов, В.П.Васильев, Н.П.Филлипов, П.И.Кирсанов.


На фото экипажа, полноправным членом команды мы видим "Датчанку". 

При большом увеличении фото приходишь к выводу, что это всё же корабельная кошка с бантом на груди, видимо с острова Борнхольм. 

Журналистское расследование продолжается. 

Владимир Пелевин, Харьков
Алексей Пелевин, Владивосток

RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).

7 комментариев:

  1. Здравствуйте.У меня есть фото 1945 г. экипажа Т-184.Переход СССР-США,на фото мой дед Симонов Михаил Степанович 1918 г.р.

    ОтветитьУдалить
  2. Здесь можно найти наградные листы на членов экипажа Т - 184
    http://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument

    ОтветитьУдалить
  3. Мой дед, Иванов Петр Михайлович, 1920 гр. служил на тральщике Т-186, который пригнал из Штатов в 1945. Можно ли найти хоть какую то информацию о команде, может фото...???

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день!
    Мой дед Кулаков Владимир Васильевич, служил на тральщике матросом, и участвовал в войне с Японией (судя по наличию медали "За победу над Японией").
    Есть два фото, одно в составе трех человек - все матросы, второе в составе пяти человек, трое матросов и два офицера.
    Если интересует, могу поделиться электронной копией фотографий .
    В свою очередь прошу совета, где можно посмотреть списочный состав ТОФ того времени, чтобы узнать хоть какую - то информацию о месте службы деда!
    С уважением, Виктор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучше запросить военкомат призыва деда. Там данные должны быть. Плюс Центральный Военно-Морской архив в Гатчине.

      Удалить
  5. ивлёнков вова11 февраля 2018 г. в 06:26

    Мой отец Ивлёнков Иван Максимович тоже перегонял тральщик с Америки "Они прошли два океана и пять морей", а перед этим служил на подплаве на дальнем востоке. Траление проводили в районе Свиноустья. Награждён медалью Ушакова и Нахимова. Подтверждено в "Подвиге народа". ДМБ в 1948 году.Картинка тральщика на фото похожа на фото тральщика. Фотографии можно увидеть в моём мире.

    ОтветитьУдалить
  6. ивлёнков вова11 февраля 2018 г. в 06:32

    Ивлёнков Иван Максимович Звание: краснофлотец
    в РККА с 1940 года Место службы: ТЩ-186 1 отр. 8 ОДТЩ БФ

    ОтветитьУдалить