О блоге

24 ноября 2012 г.

Виктор Пелевин перешагнул полувековой юбилей

Не забивайте себе голову тем, 
что не имеет отношения к настоящему. 
В будущее надо ещё суметь попасть. 
В.Пелевин.

В четверг, 22 ноября свой 50-летний юбилей отметил главный русский писатель рубежа веков Виктор Пелевин, человек-загадка, автор книг "Чапаев и пустота", "Жизнь насекомых", Generation "П", "Священная книга оборотня" и других.

Книги писателя расходятся миллионными тиражами, однако сам он не является публичным человеком и не гоняется за славой. 

Пелевин признан в России одним из самых популярных писателей — периодически его имя звучит среди возможных претендентов на Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, отмечает РБК, он является одним из самых покупаемых за рубежом современных российских авторов.

Три года назад один авторитетный сайт признал его самым влиятельным интеллектуалом России (и это при наличии у страны Вассермана, Перельмана и прочих, и прочих), а девять месяцев назад телеведущий Александр Гордон в своей программе уверял, что Пелевина… не существует. И не существовало вовсе. Мол, ну не может быть писатель таким закрытым и загадочным, так умело прятаться от людей. Значит, он и вовсе – миф.

Кого же мы тогда поздравляем сегодня с полувековым юбилеем?
Собеседник.ру специально для Гордона сообщает: Пелевин жив, здравствует и есть на свете люди, которые его даже видели. И память после этого не потеряли. Эти счастливчики рассказали о своих ощущениях от встречи с писателем в первой биографической книге о нем – «Пелевин и поколение пустоты» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»).

Вот такой подарок всем поклонникам его таланта к юбилею Виктора Олеговича. Авторы – филолог Сергей Полотовский и журналист Роман Козак – обозначили жанр книги как биография-расследование.

Про жизнь Виктора Пелевина, действительно, известно немного.
Родился в Москве 22 ноября 1962 года. Мама, Зинаида Семёновна, работала заведующей отделом московского гастронома, папа, Олег Анатольевич Пелевин,  преподаватель военной кафедры МГТУ имени Баумана - «Бауманки», учился в престижной школе, живет в московском районе Северное Чертаново.

В 1979 году поступил в Московский энергетический институт, который закончил в 1985 году с дипломом инженера электромеханика. В 1987 году поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 года. В 1989 году поступил в Литературный институт им. Горького, однако позднее был отчислен.

По смутным воспоминаниям учительницы, преподавателей вуза, приятелей-эзотериков: занимался хорошо, впечатления в целом позитивные. Даже неизвестно, курил ли он в старших классах.

Несколько лет Пелевин был сотрудником журнала "Наука и религия", где готовил публикации по восточному мистицизму, добавляет BaltInfo. В 1989 годы было опубликовано его первое произведение — сказка "Колдун Игнат и люди".

Много лет Виктор Пелевин вел двойную жизнь: на родине он не давал интервью журналистам, на обложках книг помещал фотографии с закрытым руками лицом или в черных очках. Но за рубежом интервью с Пелевиным появлялись довольно регулярно, и фотографам, работающим на зарубежные издания, он охотно позировал.

В конце 1993 года в интервью английскому филологу Салли Лэярд Пелевин жаловался: «Сегодня нельзя заработать деньги писательством, независимо от того, насколько ты знаменит, и даже если твои книги публикуются многотысячным тиражом. Я продал сто тысяч экземпляров книги рассказов «Синий фонарь». Если вы издадите такой тираж на Западе, это огромный успех, но здесь это не принесло денег. Единственная надежда, что если твою работу переведут, то заплатят немного валюты».

По иронии судьбы, на свой первый персональный компьютер Пелевин заработал как раз на Западе: он купил его на деньги от Малой Букеровской премии, полученной в том же, 1993 году, за свою первую книгу рассказов «Синий фонарь». Премия составляла 1200 долларов.

И сегодня он так же успешен за границей: его книги регулярно переводятся и издаются во многих странах мира.

У него подписан эксклюзивный договор с крупнейшим издательством англоязычного мира Viking. В конце прошлого года он сказал журналисту «Нью-Йорк Таймс мэгэзин», что литературным трудом зарабатывает в год 50 тысяч долларов.

Хотя и в России народ зачитывается его книгами. «Generation П» даже вошло в новую школьную программу. Пелевина изучают как писателя, учащего не бояться никаких жизненных трудностей. И он подтверждает это не только в книгах, но и в жизни.

Например, как-то во время встречи писателя с читателями в Германии его спросили:

«– Скажите, Виктор, какое у вас самое страшное мистическое путешествие?

Он ответил в своей манере:
– Самое страшное мистическое путешествие в жизни, это когда маленький ночью идешь в туалет».

Из интервью Виктора Пелевина корреспонденту "Известий" Наталье Кочетковой.

Об отношении к репутации "главного писателя России".
- Главный писатель России -- это полковничья должность, а я лейтенант запаса. Кроме того, я не понимаю, как в этой области можно строить иерархию. Тексты разных людей имеют разную природу. Сравнивать их на основании того, что они выходят в виде книг, -- это все равно что сравнивать пиво, ацетон и коктейль Молотова на основании того, что все эти жидкости разливают в бутылки.

О конструировании идеологических моделей.
- Я не конструирую идеологические модели. Этим занимаются политтехнологи. Но мне понятно, откуда берутся такие вопросы. Говорить на политтехнологической фене стало в наше время так же модно, как в девяностых годах было модно намекать на знакомство с "понятиями". Это потому, что в современном обществе "эксперты" играют ту же роль, которую тогда играли бандиты. Если помните, бандиты стреляли во все стороны, милиции было велено их не трогать, и все испуганно сидели по домам. А за углом в это время пилили бабло. Сегодня "эксперты" создают своим блекотанием белый шум, в котором не слышно, как это бабло допиливают и перепиливают.

О том есть ли выход.
- Я полон оптимизма, потому что выход есть, и очень простой. Он описан в книге. Раньше надо было показать палец экрану и выключить телевизор. А в новых исторических условиях надо сделать фингер монитору и выключить компьютер. В прошлом веке у нас был один общий телевизор для всех. А с появлением блогосферы люди стали телевизорами друг для друга. При этом общее количество туфты в информационном потоке растет прямо пропорционально количеству нарождающихся телевизоров, а количество правды меняется не особо, потому что правда, как поется в песне, одна. Про телевидение люди все уже поняли. А чтобы все стало ясно про интернет, должно состариться нынешнее поколение сетевых энтузиастов. Ждать, кстати, осталось недолго -- при погружении в сеть человек стареет быстрее.

О интернете.
- ... Стараюсь пользоваться интернетом только в случае необходимости - после того как обнаружил у себя симптомы интернет-зависимости. Знаете, я, как и все, долгое время думал, что интернет -- это такая чистая земля, где нет цензуры и можно найти неискаженную информацию. А потом, когда у меня стали проваливаться в эту дыру целые дни, я задумался ... В блогосфере ... уйма информации, но эта информация имеет очень низкий ранг ... Информация высоких рангов в блогосферу не попадет, потому что имеет денежный эквивалент, и чем она ценнее, тем лучше ее прячут. Тем не менее ковыряться в шелухе -- удивительно затягивающее и уютное занятие. Каждая такая сессия программирует вас на следующую. В сознании формируется что-то вроде троянской программы, которая начинает ломиться в сеть каждые пять минут -- вам ничего там не нужно, но вы все равно подключаетесь...

О сайте творчества.
- Там интересный форум. Заходят яркие личности. Какие-то тантрические буддисты в гневном аспекте, старообрядческие кликуши из Лондона. Довольно много Пелевиных. Обязательно появится какой-нибудь сердитый молодой человек с виноградной гроздью в руке -- и по морде, по морде... Я в таких случаях думаю -- ну ничего, зато меньше достанется его домашним. Приношу людям хоть маленькую, но пользу.

О проекте Виктор Олегович
- По поводу проекта Виктор Олегович™ мне вспоминается строчка из Набокова: "Достоевский производит гнетущее действие на психику современного человека, ибо, как в страшном зеркале, - - - ". Здесь важна именно эта странная пунктуация. А конкуренции с Владимиром Владимировичем™ я, натурально, боюсь. Кто ж ее не боится. 

О том, как происходит общение с Борисом Гребенщиковым
- В контролируемом сновидении. Там, правда, не всегда знаешь, когда это общение происходит на самом деле, а когда его домысливаешь.

О музыкальных предпочтениях. 
- Я больше всего люблю тишину. Она содержит все возможные звуки. А предпочтений у меня нет, просто часто крутится в голове какая-нибудь песня. Сейчас, например, "Тридцать три и одна треть" группы "Нет слов". "Столько лет ни одной лодки, ни единого рыбака, лишь густая вода холодная, вода была глубока...". Чудо какая песня. Афтар пеши исчо. 

О галлюциногенах и буддизме, как визитной карточке Пелевина 
- ...Насчет галлюциногенов -- это все равно что сказать, будто визитная карточка Хемингуэя -- яичница с ветчиной, потому что у него в романах упоминается это блюдо. Визитные карточки, кстати, я себе заказывал только раз в жизни, в юности. Мне их сделали пятнадцать штук в Камергерском переулке, на большее не было денег. Там было написано "Виктор Пелевин, комплект эманаций", а ниже были черная летучая мышь и телефон мексиканского посольства. Так что не обязательно галлюциногены и буддизм. 

О социально-экономической модели и национальной идее
- Знаете, у Чехова в одной из записных книжек есть запись про счет, который подали постояльцу в гостинице. В нем была такая графа: "клопы - 15 копеек". В этом суть нашей социально-экономической модели, только вместо клопов у нас "консенсус элит", а вместо пятнадцати копеек - валовой национальный откат. Когда я слышу слова "национальная идея", мне всегда кажется, что руководство гостиницы хочет расширить перечень услуг. Счет теперь будет выглядеть так: "клопы - 20 копеек, гостиничная идея - 10 копеек". Так вот, суть гостиничной идеи в этой ситуации будет сильно зависеть от ее авторства. Если ее будут придумывать постояльцы, она будет заключаться в борьбе с клопами. А если ее будут придумывать клопы, у нее будет два аспекта. Первый - официальная идеология, провозглашающая симфонию клопов и человеков. И второй - реальная политика, заключающаяся в симфонии клопов и тараканов. 

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/307921#ixzz2D6nRAVqH

Комментариев нет:

Отправить комментарий