Реформа пенсионной системы Российской Федерации
Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка представил министру позицию Организации по проведению пенсионной реформы.
Предлагаемый проект Стратегии реформирования пенсионной системы Российской Федерации подвергся критике со стороны бизнеса. По мнению «Деловой России» решить стратегические проблемы пенсионной системы можно только разделив солидарную и накопительную системы формирования пенсий и разделив источники их финансирования.
Статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов рассказал членам Генерального совета «Деловой России» основные принципы разработанного Правительством проекта Стратегии реформирования пенсионной системы РФ. Он подчеркнул, что основные положения Стратегии поддержаны членами Трехсторонней комиссии, а сейчас в рамках экспертного обсуждения происходит ее детализация.
Среди главных принципов стратегии он назвал:
совершенствование тарифно-бюджетной политики,
совершенствование пенсионных прав незастрахованных лиц,
изменение подхода к формированию института досрочных пенсий,
совершенствование системы управления пенсионными накоплениями.
Сопредседатель «Деловой России», председатель правления Российской коллегии оценщиков Александр Галушка изложил Андрею Пудову позицию «Деловой России» относительно этого проекта Стратегии реформирования пенсионной системы РФ. Он заявил, что этот документ «сложно назвать стратегией, это скорее ведомственное видение решения проблем, в то время как на проблему пенсионной реформы нужно глядеть шире, учитывая ее последствия для экономики страны».
А.Галушка выделил три стратегические проблемы пенсионной системы России:
- запредельная фискальная нагрузка на заработную плату;
- высокий и нарастающий дефицит Пенсионного Фонда;
- совмещение солидарной и индивидуальной систем.
Он отметил, что попытки решить проблему дефицита ПФР за счет повышения социальных страховых взносов фактически провалились. При этом А.Галушка сослался на советника Президента РФ Эльвиру Набиуллину, которая констатировала, что «Соотношение скрытых зарплат и официального фонда оплаты труда выросло (по оценкам на основе баланса денежных доходов и расходов населения) с 54,7% в 2010 году до 56,1% в 2011 году, практически достигнув максимального уровня 2000-х годов. При этом, если бы соотношение теневых и легальных заработных плат оставалось на уровне 2009–2010 годов, то реальные заработные платы могли бы вырасти на 5,8%»
Он подчеркнул, что в 2011 году фактическое значение роста заработной платы составило рекордно низкие за последние 12 лет 0,8 % при росте ВВП 4,3%. Также А.Галушка обратил внимание собравшихся, что Барометр «Деловой России» зафиксировал осенью 2010 года двукратное увеличение теневых зарплат.
По данным регулярного наблюдения Росстата впервые за последние пять лет уровень налогов стал главным фактором ограничения роста, выйдя с 4-го на 1-е место. Замедление роста ВВП составило 0,5 – 0,7% по оценке МЭР и 0,7% по оценке Института Гайдара. В результате по оценке Института Гайдара фискальный эффект для бюджета расширенного Правительства равен нулю.
В то же время в России растет доля теневой экономики.
Мировой банк – уровень теневой экономики в России – 40,6% от ВВП.
Для решения этой проблемы «Деловая Россия» предлагает разделить «советских» (до 1967 г.р.) и российских пенсионеров и соответственно разделить солидарную и индивидуальную системы. В первой оставить «советских» пенсионеров, а вторых перевести на индивидуальное пенсионное страхование. Для выплат «советским пенсионерам» предлагается создать Фонд старших поколений.
По расчетам ДР для финансирования пенсий «советских пенсионеров» на уровне 40% от средней заработной платы по экономике потребуется 7% от ВВП до 2020 года. Затем эта цифра будет снижаться вплоть до 0,7% от ВВП в 2040 году.
Источником наполнения Фонда старших поколений должно быть не налог на фонд заработной платы, а целевое финансирование из следующих источников:
- приватизация госкомпаний и госимущества
- двидендные и рентные доходы от госкомпаний и госимущества
- увеличение НДПИ на нефть и газ, введение НДД на рудные ископаемые
- повышение акцизов на алкоголь и табак
- прекращение разворовывания на госзакупках
Особенно выделил А.Галушка последний пункт. «Абсурдно требовать повышение налогов для предпринимателей при таких масштабах неэффективности государственной машины, - заявил он. – То есть налогоплательщиков заставляют оплачивать воровство».
«В целом только разделение солидарной и накопительной систем позволит иметь долгосрочную стратегию развития пенсионной системы, выплачивать достойные пенсии как «советским», так и «российским» пенсионерам и понизить фискальную нагрузку на фонд заработной платы», -резюмировал он.
Председатель правления ПФР Антон Дроздов не согласился что главным вызовом для пенсионной системы является фискальная нагрузка. "Для нас главный вызов - ухудшение пенсионного обеспечения граждан", - подчеркнул он.
Говоря об источниках наполнения пенсионного фонда г-н Дроздов отметил, что доходы от приватизации не годятся в качестве таковых, так как идут на ликвидацию дефицита госбюджета и их невозможно спланировать при принятии трехлетнего бюджетного плана.
А идея разделения финансирования пенсий граждан старше и моложе 1967 г.р. может вызвать много споров по его мнению.Также А.Дроздов предложил рассмотреть как потенциальный источник доходов введение прогрессивной шкалы подоходного налога.
Сопредседатель «Деловой России», член совета директоров и главный аналитик ОАО ОПК «Оборонпром», член наблюдательного совета Сбербанка России Антон Данилов-Данильян возразил Председателю правления ПФР, что «деление на граждан старше и моложе 1967 г.р. придумано не «Деловой Россией», а уже существует де-факто».
Он подчеркнул, что принципиальным для «Деловой России» был бы развернутый обоснованный ответ правительства на предложенную ей схему реформирования пенсионной системы с последующим широким предметным его обсуждением.
Член Генерального совета «Деловой России», Президент инвестиционной группы "АТОН" Евгений Юрьев выразил мнение, что предлагаемая проектом Стратегии схема будет в перспективе жизнеспособна, только при повышении фискальной нагрузки. «То есть без повышения налогов она работать не будет». В тоже время он подчеркнул, что "Политическое решение по пенсионному вопросу необходимо в ближайшее время".
В настоящее время в России сложилось лучшее в Европе соотношение работающих и не работающих, а через 10 лет она принципиально ухудшится, в связи с изменением возрастной структуры населения, что сделает затруднительным проведение пенсионной реформы".
В этой связи он предложил включать время потраченное на уход за детьми в трудовой стаж и рассмотреть возможность ввести надбавку к пенсии для матерей имеющих трех детей в 10% и по 5% за каждого последующего ребенка.
Также Е. Юрьев предложил увеличить пенсионный возраст для граждан моложе 30 лет, а тем, кто старше предложить удвоенные пенсии в случае их продления стажа на те же 5 лет. «Расчеты показывают, что это выгодно для бюджета», - отметил он.
Сопредседатель «Деловой России», Президент ЗАО «Геотек Холдинг» Николай Левицкий заявил: «Практика показывает, что те компании. Которые не уплачивают социальные взносы, находятся в тени, в результате имеют снижение себестоимости продукции на 10-15%, и могут в течении двух-трех лет вытеснить с рынка компании, которые уплачивают налоги добросовестно». Также он отметил абсурдность взимания социальных взносов с продуктового довольствия рабочих.
Сопредседатель «Деловой России», Президент ООО «Транспортная группа «ФЕСКО» Сергей Генералов подчеркнул, что сокращение, а тем более ликвидация накопительной части пенсии фактически лишает российскую экономику столь необходимых ей длинных денег.
Взявший слово в заключение Александр Галушка сказал: «Модель роста российской экономики, которая была в нулевые годы – исчерпала себя полностью. Если экономика свалится до 2.5- 3 % роста, то у нас будут очень серьезные проблемы, и простых решений нет. Если раньше, при высокой цене на нефть был приток капитала, то сейчас и при высокой цене на энергоносители - отток. Экономика не будет дальше расти при существующей модели, а это значит, что социальные обязательства будут неисполнимы».
Он заострил внимание на еще одной реальности: конкуренции юрисдикций. Так «Латвия снижает налоги со следующего года, потому что Россия вступила в ВТО, в Казахстане все налоги ниже, в Болгарии подоходный налог 10 %. Вступление в ВТО – означает еще большую конкуренцию».
По мнению Александра Галушки, «объем налоговой нагрузки, не той, лукавой, которую Минфин дает, а микроэкономической - в не сырьевом сектор мы во второй сотне стран. Реально в производственном секторе более 45% прибыли уходит на налоги, при том, что в сырьевом секторе - намного меньше и это дает сносный средний показатель».
«Очень важно - подчеркнул Галушка,- что Министерство согласилось с нами, что источником пополнения Пенсионного фонда может быть не только фискальная нагрузка на фонд заработанной платы, а и другие источники». В числе этих источников он видит доходы от приватизации.
По его мнению, «сейчас страховые платежи таковыми являются только по названию. Реально же они таковыми не являются, ни принципе, ни в правоприменении».
Подводя итог дискуссии Статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов заявил, что «с интересом выслушал позицию» «Деловой России». «Понятно, что вы прежде всего смотрите на вопрос со «своей колокольни», т.е. с точки зрения фискальной нагрузки на бизнес, а мы со своей, - заявил он. – Но могу сказать, что диалог с бизнес-сообществом будет продолжаться и мы постараемся учесть ваши пожелания».
Он отдельно подчеркнул, что в проекте Стратегии зафиксировано, что она не должна привести к повышению налоговой нагрузки на бизнес. Также он отметил. Что проект Стратегии в ходе общественной дискуссии уже подвергался корректировкам, и его дальнейшее совершенствование вполне возможно.
Позиция «Деловой России» по проекту Стратегии реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
1. «Деловая Россия» не поддерживает проект Стратегии реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
2. Предложенная Стратегия не дает ответа на главные вызовы, стоящие перед пенсионной системой. А именно: запредельная фискальная нагрузка на фонд заработной платы и постоянно растущий дефицит Пенсионного фонда.
3. По мнению «Деловой России», в рамках происходящей сейчас дискуссии произошло непродуктивное смещение обсуждения вопроса о полной или частичной отмене накопительного элемента формирования пенсии.
4. По мнению «Деловой России», стратегическим вектором развития пенсионной системы должно стать ее разделение на солидарную систему для граждан старше 1967 г.р. («советские пенсионеры») и индивидуальную страховую для граждан моложе 1967 г.р. («российские пенсионеры»). Эти две принципиально отличные системы должны финансироваться через разные фонды.
5. Финансирование пенсий «советских пенсионеров» на уровне 40% от средней заработной платы по экономике должно осуществляться не за счет фискальной нагрузки на фонд заработной платы, а за счет целевых поступлений от приватизации, повышения акцизов на табак и крепкий алкоголь и рентных налогов по нефти, газу, рудным ископаемым в созданный специально для этой цели Фонд старших поколений.
6. Расчеты, выполненные «Деловой Россией» совместно с ведущими экспертными центрами страны, показывают, что названные выше источники формирования Фонда старших поколений достаточны для обеспечения выплаты достойной пенсии «советским пенсионерам».
7. Для «российских пенсионеров» формирование достойной пенсии должно происходить за счет фискальной нагрузки на фонд заработной платы на страховых принципах. При этом разделение на две пенсионные системы позволит снизить страховой тариф (ранее социальный налог) до 24%, обеспечивая при этом достойный уровень будущих пенсий.
8. По мнению «Деловой России», формирование Фонда старших поколений и снижение страхового тарифа – лучшая стратегия развития пенсионной системы России на долгосрочный период до 2040 года.
9. «Деловая Россия» предлагает: тем, кому сейчас до 30 объявить, что пенсионный возраст увеличивается. В силу возрастного менталитета эта установка для молодых людей пройдет наиболее безболезненно.
10. Мы настаиваем на необходимости разработать комплекс мер, стимулирующий поздний выход на пенсию за счет прямого увеличения размера пенсионных выплат.
11. Политическое решение по пенсионному вопросу необходимо в ближайшее время. В настоящее время в России сложилось лучшее в Европе соотношение работающих и не работающих. Через 10 лет она принципиально ухудшится, в связи с изменением возрастной структуры населения, что сделает затруднительным проведение пенсионной реформы.
12. «Деловая Россия» ожидает от Правительства РФ развернутого ответа на данные предложения реформирования пенсионной системы и начала их широкого обсуждения.
http://www.deloros.ru/main.php?mid=50&doc=23599