О блоге

27 апреля 2012 г.

Капитану Алексею МОРОЗОВУ исполнилось 85 лет !

В ЗНАК ГЛУБОЧАЙШЕГО УВАЖЕНИЯ 

27 апреля старшему товарищу и другу одесских и харьковских подводников, первому в послевоенные годы капитану с высшим образованием, безаварийному капитану дальнего плавания, кавалеру медали «Морская слава Украины», Почётному работнику морского и речного транспорта, участнику боевых действий в Великой Отечественной войне, первому и единственному в истории бывшего Союза «морскому диссиденту» Алексею Васильевичу МОРОЗОВУ исполнилось 85 лет!   

Именно он, опередив на четверть века мировую науку и практику морского судовождения, 60 лет назад в 1952 году, будучи наделённым правами навигационного капитана разработал  и применил на практике  свой новый, по сути революционный метод исключения аварийности на флоте с помощью РЛС (радиолокационной станции) в любых экстремальных условиях (туман, снег, ветер, большое скопление судов при проходе проливами, заход и выход из порта и т.д.).  

Именно он, используя свой метод (РЛС + пространственное воображение для визуального решения задач по маневрированию в условиях плохой видимости и в других обстоятельствах), впервые в истории арктических навигаций дважды (!) на т/х «Серго» в далёком 1952 году обеспечил доставку грузов Северным морским путём в порт Певек за одну навигацию – в то время и долгие годы позже неслыханное дело! 

Именно он, в 1954 году на танкере «Вайян Кутюрье», работая на линии Владивосток-Совгавань-Корсаков, сэкономил дополнительный рейс за одно лето

Именно он, впервые в мировой практике в феврале 1957 года и в последующие годы проводил суда ( «Молодечно» и «Лубны») через Босфор при пурге и густых туманах, сильном течении, при скоплении кораблей и судов на постоянной скорости 10 узлов без буксира и лоцмана!

Именно он  впервые провёл танкер «Молодечно» от Берингова пролива до Мурманска, маневрируя на постоянной скорости хода среди льдов с помощью РЛС, в 1959 году всего за 5 суток

Именно он в конце декабря 1963 года провёл танкер «Пенза» в густом тумане от входа в Английский канал через узости пролива Большой Бельт до порта выгрузки в Финляндии без снижения скорости судна – без аварии и ЧП!   

И этот перечень можно продолжать. У капитана Морозова нашлось много последователей. Но колоссальная экономическая выгода от использования «метода капитана Морозова в судовождении» оказалась партноменклатуре и руководству Министерства и Черноморского пароходства не нужна. 

В 1957 года была сфабрикована всесоюзная дискуссия, итогом которой явилось «отрицание возможности использования РЛС в качестве гаранта безопасности при судовождении».  И началась травля «молодого выскочки»,строптивца, правдолюбца, неугомонного и неуживчивого капитана.

Отказавшись от включения в соавторы аварийщиков-руководителей и учёных, Алексей Морозов подписал себе пожизненный приговор: он не стал Лауреатом Ленинской, Сталинской,Государственной премий, Героем Социалистического труда и Героем Украины – ими стали те, кто пять раз исключал его из партии, кто три года держал его в «психушке» в Москве, кто не дал защитить диссертацию, кто списал его «с капитанского мостика на берег», чтобы добить строптивого капитана морально и физически до конца. 

Но он выжил, поскольку рядом и за рубежом у него оказалось много единомышленников и друзей. Видя и недоумевая в связи с шельмованием новатора-капитана, зарубежные судовладельцы пригласили А.В.Морозова на работу к себе.

И он долгое время считался непревзойдённым капитаном пассажирских судов, но не в родном государстве и не у себя дома.Подумать только: окончательно покинул капитанский мостик капитан Морозов в возрасте 71 год!  

Это ему принадлежат слова: «Работа на море стала искусством, особенно это относится к работе капитана по управлению кораблём в экстремальных условиях…». 

Разработанная 60 лет назад методология скоростного вождения судов в тумане и других сложных условиях судовождения – это приоритетный метод капитана Морозова, гражданина СССР и Украины, руководство которых, смею сказать, мало что сделало, чтобы считать этот метод престижным делом сначала для одного, а затем и другого государства. 

Кстати, за революционное, по сути, новаторство в судовождении капитан Морозов за шесть десятилетий не получил, насколько мне известно, ни копейки. А государство и его чиновники высшего ранга? Предполагаю, что – миллиарды!  

Несмотря на свой возраст, Алексей Васильевич настойчиво и принципиально,без страха за свою жизнь (истинно одесское выражение уважения) продолжает бороться за престиж Украины, Одессы, Морской академии ( он её выпускник первого набора ещё в годы Великой Отечественной войны) и свой приоритет в новом методе судовождения. 

В этом ему помогают и ветераны-подводники: у них и у капитана Морозова много общего и, прежде всего, вождение субмарин на глубинах и на поверхности морей Мирового океана  по приборам с непременным личным пространственным воображением!  

За годы «морского диссидентства», травли и опалы власть имущих у Алексея Васильевича было много идей, начиная с контейнеризации перевозок. Ныне он озабочен идеей пешеходных дорожек для пожилых туристов из Морского пассажирского порта сразу на Приморский бульвар,минуя знаменитую Потёмкинскую лестницу. 

Дорогой Алексей Васильевич! 
Примите самые искренние поздравления с 85-летним юбилеем от харьковских ветеранов ВМФ, подводников и маринистов! 

Желаем вам флотского долголетия во имя окончательного признания вашего личного приоритета и приоритета Украины в новаторском когда, а ныне само разумеющемся методе судовождения! Да помогут вам в этом «боевая подруга» Нина Васильевна и настоящие друзья по «Фонду капитана Морозова»!   

ТАК ДЕРЖАТЬ и дальше! 

С глубоким уважением  журналист-маринист Владимир ПЕЛЕВИН,  
капитан I ранга, тихоокеанец и харьковчанин.

ПОДУМАЕШЬ – 85!  Посвящается одесситу, но уроженцу России, безаварийному капитану дальнего плавания, моему старшему советнику и товарищу, «морскому диссиденту» так много сделавшему для престижа Украины, но так и не ставшего официально Героем и Лауреатом Алексею Васильевичу МОРОЗОВУ. 


Вам не нужны Канары и Париж – 
Вы океанами всю обошли планету, 
Работая на Родины престиж. 
Жаль, что «вверху» не оценили это. 

Вы не сдаётесь до сих пор, 
Расходуя свою энергию и силы. 
Будь сказано имущим власть в укор: 
Ему нужны моря, а вам топор и вилы. 

Под корень попытались низвести, 
Представить всему миру психом 
За то, что он без лоцмана вести 
Мог транспорта и без ЧП и лиха… 

Не потому, что «в голову взбрело», 
Не безрассудно – по приборам точно! 
Жаль, победило не добро, а зло – 
Пять раз из партии вас исключали очно! 

И чтобы казнокрадов кэп не обличал, 
Его на берег как строптивого списали, 
Чтобы забыл порт и родной причал – 
И думали, что насмерть повязали…  

Жаль, не нашлось народного суда 
И божьей огненной гиены. 
На иностранные был приглашён суда, 
Где показал себя отменно… 

Как удивлялись там – за рубежом: 
Где ж премии его, награды? 
Что ни вопрос – по органу серпом. 
Познавши суть, помочь бывали рады.  

Вожди менялись и министры-холуи… 
На письма, представления – начхали. 
И только лишь сочувствия свои, 
Конечно, «кандидаты» присылали…  

Он в 85 примером служит нам 
В борьбе за правду, честь и справедливость. 
Он в горле кость чиновничьим панам! 
Мне нравится Морозова активность! 

Принципиальность выше всех похвал. 
И потому как представитель прессы 
О нём рассказывал, о нём писал 
Далече за пределами Одессы. 

Морской он диссидент – других не знал. 
Был столько лет и продолжает быть в опале! 
Но «кое-кто» прозрел: Морозов-аксакал 
Вновь с оптимизмом смотрит в дали… 

Безаварийный в прошлом капитан 
Достоин и сейчас наград – не наказаний! 
Ему талант, возможно, богом дан – 
На мой же взгляд: сплав опыта и знаний 

Фундамент прочный его многих дел, 
Основа продолжительности жизни. 
А то, что с ним творили, это беспредел, 
Хотя работал на престиж Отчизны.   

До ста ему – рукой подать! 
Активно, видим, трудится – без лени. 
Мне остаётся лишь сказать: 
Во всём с него берёт пример ПЕЛЕВИН!

С уважением Владимир ПЕЛЕВИН.

1 комментарий:

  1. Где он теперь, капитан Морозов? Правда, сейас речь бы шла о столетии

    ОтветитьУдалить