О блоге

7 апреля 2012 г.

7 апреля - День памяти погибших подводников

Мы не имеем права забывать тех, кто остался в море.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» Северного флота. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.



Хронология катастрофы.
7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.

11:00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования.

11:12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход.

Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. При выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта № 10, в результате чего в отсек №7 под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный.

Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.

11:16 К-278 всплыла на поверхность. Горели два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.

11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза, в 12:19.

Через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7-го отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что приводит к крену на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением.

К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), в экипаже появились первые жертвы.

11:54 Экипаж лётчика майора Геннадия Петроградских подняли по тревоге, которая была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. КП СФ поставил задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб Северного флота.

12:43 Петроградских оторвал ИЛ-38 от взлётной полосы. Экипаж уложился в 49 минут, при этом было снято вооружение, а на его месте установлены сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры.

13:20 командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.

14:20 Командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С АПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб нет.

14:40 Пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма.

Метеосводка: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров.

На АПЛ в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков; тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.

14:50 В воздухе экипажи майора Владимира Вотинцева и майора Анатолия Малышева. Задача - ретрансляция переговоров командира АПЛ и штаба флота. Экипаж майора Петроградского наводит надводные корабли и суда в район аварии.Примерное время прибытия — 18 часов.

15:20 На АПЛ продолжается борьба с огнем. Командир АПЛ запросил буксир. На АПЛ заглушили реактор.

16:00 Командир АПЛ запросил фреон.

16:35 Летчики визуально увидели, что АПЛ начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

16:38 Наблюдается дифферент на корму и правый борт.

16:40 По АПЛ отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос АПЛ, дифферент на корму увеличился.

16:44 Дифферент увеличился, вода подступила к основанию боевой рубки.

16:47 Боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16:50 Командир АПЛ передал радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17:00 Рядом с АПЛ показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из АПЛ непрерывным потоком начал эвакуироваться экипаж. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.

17:08 (мск). К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами: 73°43′17″ с. ш. 13°15′51″ в. д. в Норвежском море на глубине 1858 метров. В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира К-278 Ванина Е.А., остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек (мичман Виктор Слюсаренко). Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.

17:10 Поднят по тревоге экипаж майора Александра Волкова. Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградских.

18:20 К месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов», экипаж приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт плавбазы подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших членов экипажа АПЛ.

В результате катастрофы и гибели АПЛ К-278 "Комсомолец" 42 человека погибло, 27 — выжили.

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников»

По материалам Википедия. АПЛ K-278.
Soviet submarine K-278 Komsomolets

Презентация книги воспоминаний родных и близких подводников АПЛ "Комсомолец"

Комментариев нет:

Отправить комментарий