О блоге

24 декабря 2011 г.

Михаил Лукинюк. ПАТРУЛЬНАЯ ОДИССЕЯ

Сайт Всеукраинского союза писателей-маринистов  (ВСПМ) опубликовал отрывок из очерка Михаила Лукинюка ПАТРУЛЬНАЯ ОДИССЕЯ - отрывок из трилогии «Фарватеры судьбы». Предлагаю читателю два отрывка из очерка об особенностях отношений между «матросской массой» и патрулями в прославленном Севастополе и флотской «моде».

... Вместо жаркого камбуза Богдану выпало идти на патрулирование в любимый Севастополь..!

Здесь, пожалуй, будет уместно сказать несколько слов об особенностях отношений между матросской массой и патрулями в прославленном «городе морской славы».

Когда, вырвавшись ненадолго из казарм или корабельных кубриков, прогуливаешься улицами этого неповторимого светлолицего города, тебя не оставляет ощущение того, что на самом деле никакая это не свобода – просто узкие стены упомянутых помещений несколько дальше раздвинуты, а всё остальное остаётся почти таким же: и тот же бескозырочный контингент, который в дни увольнений буквально затапливает городские улицы, скверы и побережье вокруг, и те же «отцы-командиры», количество коих на единицу прилегающей площади в этих местах даже возрастает.

А уж патрулей на улицах Севастополя – значительно больше, чем самих улиц, ей богу!
Поэтому, когда идёшь центральной частью города, в которой как раз и сосредоточено наибольшее количество мест «гнездования» чрезвычайно притягательных особей противоположного пола, – от открытых площадок наподобие «Историка» или «Ямы», активное функционирование которых не в состоянии прервать даже зимняя стужа, до «элитных» клубов, где собираются более придирчивые «дамы», и оттого там преобладает старшинско-курсантский контингент – почти никогда не бывает, чтобы впереди или позади себя, справа или слева, на большем или меньшем отдалении не узрел окольцованной нарукавными повязками «птицы-тройки» то бишь – патруля.


За время срочной службы Богдану пришлось обретаться в различных городах Союза – Симферополе и Керчи, Ораниенбауме и Ленинграде, Одессе и Москве, Рыбинске и Черновцах. Там тоже изредка случалось встретиться с местными патрулями.

Но севастопольским патрулям они и в подмётки не годятся!


Только здесь сосредоточены подлинные черноморцы, а также – пусть не обижаются их коллеги где бы то ни было – прирожденные патрульные, способные, как тот старшина из известного анекдота, придраться к кому-угодно – хотя бы и к бетонному столбу. Не верите?

Бывая в различных городах, Богдан всегда не без интереса приглядывался к тому, как выглядят там военнослужащие в увольнении. Но нигде и никогда не видел, чтобы форма подгонялась с такой тщательностью и носилась с такой элегантностью, как это считалось обычной нормой в Севастополе.

Спереди острые, словно лезвия, «стрелки» на брюках переходили в такие же «стрелки» на так называемых голландках – верхних форменных рубашках с разрезом на груди, в который вставляются нижние концы форменного воротника-гюйса с заутюженными тремя – боковые наружу, средняя внутрь – «стрелками».

Сзади на голландке – вровень с нижним срезом гюйса – заутюживается горизонтальная «стрелка», называемая кокеткой, а также «стрелки» на рукавах (между тем, из всего этого «настреливания» устав разрешает делать «стрелки» лишь на штанинах).

Стандартные погоны носят только на рабочих платьях (рóбах) и так называемых голландках второго вида, которые, в отличие от суконных парадных, байковые, а на парадной форме – только самодельные: из хорошего сукна, на которое наклеивают «золотые» нашивки или самодельные пластмассовые буквы с названием флота: «БФ», «ЧФ» и тому подобное.

Ранты – выступы подошв – в «хромачах» обрезааются вплотную к ботинку. Стандартные «казенные» бескозырки носят только «на службе», а «для города» держат сшитые наподобие офицерских фуражек – суконные, с широким белым «офицерским» кантом.

О традиционных флотских штанах-клёш – известно всем (возможно, не все знают, что клин, на который их натягивают мокрыми, дабы достичь необходимой ширины клеша, моряки называют «торпедой», правда, выражение натянуть на торпеду значит не только расклёшивание штанин...).

Время от времени флотские штабники-консерваторы ополчивались против этой «стильной» избыточности и подвергали «опале» то нестандартные бескозырки, то обрезанные ранты, то лишние «стрелки».

Тогда те, чья форма подпадала под определенный «криминал», автоматически попадали к категории «без берега» – вплоть до угасания остроты соответствующей кампании.

Встречались и противоположные инциденты, когда матросская масса упиралась в своём нежелании идти на поводу у официальных «законодателей».

Так, в свое время (кажись, в 1969-1970 гг.) моряки, особенно старослужащие, наотрез отказывались менять привычную «голую» красную звездочку на бескозырках на нововведенную – окаймленную золотыми листками, презрительно называя последние «капустой» (Богдан в душе даже гордился тем, что начал свою службу еще в «голозвёздный» период, – об этом неоспоримо свидетельствовало его первое флотское фото на ДКБФ).

Правда, изредка случались отдельные прецеденты, когда командование севастопольского гарнизона шло навстречу флотской «моде», например, официально разрешало ходить в увольнение в шитых бескозырках, или, учитывая упрямое нежелание матросов идти в увольнение в шинелях, когда зимой в гарнизоне объявлялась «форма 5», то есть «шинель-шапка», в Севастополе разрешили увольняться по формуле «объявленная в гарнизоне форма – минус один», то есть «бушлат-бескозырка» (понятное дело, в отпуск разрешалось выезжать в бушлатах и бескозырках, независимо от стужи).

Следует отметить, что на флоте в вопросах «моды» обычно наблюдаются противоположные, в сравнении с «пехотой», вкусы касательно формы.

Скажем, если моряки пряжки с якорями на своих ремнях разгибают, делая их плоскими, то солдаты, напротив, сгибают их в виде скобы.

Или еще: вы, вероятно, обращали внимание на то, как любят представители «неморских» видов войск всяческие значки – нередко можно видеть настоящий иконостас на их парадных мундирах. А вот моряка, напротив, трудно заставить носить даже обязательные к ношению – исключение составлял разве что маленький комсомольский значок, который особенно подходил к старательно выстиранной и тщательно отутюженной бело-голубой летней голландке .

Время от времени их «гоняли» и за эту чрезмерную «скромность»...

Интересно? Читайте на сайте ВСПМ
http://www.vspm.com.ua/ru/main/publikacii/patrulnaya-odisseya


Комментариев нет:

Отправить комментарий