О блоге

17 июля 2011 г.

"СевРАО" выгрузило атомный реактор АПЛ К-64 Alfa-class SSN

Как сообщили РИА Новости, уникальную операцию по выгрузке атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем из отсека советской атомной подводной лодки К-64 провели специалисты ФГУП "СевРАО" в поселке Гремиха Мурманской области. Новые технологии позволили российским ученым и инженерам не затапливать реакторный отсек АПЛ, а приступить к его плановой утилизации.


"Уникальность операции в том, что реактор с невыгруженным ядерным топливом именно такого количества и обогащения никто и никогда не вынимал", - отметил директор СЗЦ "СевРАО" Валерий Пантелеев.

Как пишет РИА Новости, от атомной подлодки К-64 проекта 705  "Лира", по классификации НАТО "Альфа" (Soviet Alfa-class SSN (project 705/705K "Lira"),  остался только реакторный отсек. В нем долгие годы хранился атомный реактор лодки на жидкометаллическом теплоносителе, почти полностью загруженный ядерным топливом. Всего  около 175 килограмм урана 235 обогащением более 90%, заключенных в 55 кассет с тепловыделяющими элементами. Как говорят специалисты, это в 18 раз превосходит мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.


К-64 головная АПЛ серии, из-за аварии на центральной энергетической установке в начале 70-х субмарина была списана, а реактор законсервирован с помощью эпоксидных смол, бетона и 100 тонн битума. В 1980-е годы АПЛ подготовлена к затоплению. Однако АПЛ затоплена не была и стояла в губе Сайда.

Максимальная скорость АПЛ проекта 705 (К) составляла 41 узел (76 км/час). Они уступали по скорости только выведенной из состава флота К-222 проекта 661 «Анчар», которая установила рекордную скорость в 44,7 узлов.

За более чем 20 лет службы при борьбе за живучесть не погибло ни одного человека.
Ни один из кораблей не был потерян.АПЛ проекта 705/705K могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования.
На разгон до полного хода им требовалось всего 1 минута.
Это подводная лодка перехватчик.


Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от противолодочных торпед.
АПЛ осуществляла поворот на 180 градусов при 40 узлах хода всего за 42 секунды!!!
Это единственный в мире серийный проект АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (свинец-висмут) и реактором на быстрых нейтронах.

«Если бы лодку затопили, что через десяток-другой лет вода неминуемо попала бы в реакторную зону и началась бы неконтролируемая цепная реакция — таковы физико-химические свойства данного типа», — сказал Пантелеев.

Всего было построено семь таких подлодок, все уже утилизированы.
Реакторный отсек первой АПЛ К-64 с 80-х годов прошлого века хранился в Сайда-губе Мурманской области, подготовленный к затоплению. Недавно он был перевезен в Гремиху, на бывшую базу технического обслуживания Северного флота.

Сейчас эта территория находится в ведении СевРАО – Северо-западного центра по обращению с радиоактивными отходами, филиала РосРАО ГК "Росатом". Специалисты СевРАО и провели уникальную для всего мира операцию по извлечению  атомного реактора из реакторного отсека аварийной АПЛ.

Технология вытаскивания и перемещения реактора разрабатывалась с нуля и являлась в буквальном смысле слова ювелирной. Сначала реактор зацепили тросами и "подорвали" - сдвинули вверх на несколько сантиметров. Убедившись, что радиационный фон вокруг объекта хоть и растет, но не является смертельно опасным, специалисты покинули место подъема.

После "подрыва" реактор начали по сантиметру поднимать вверх на мостовом кране. Предстояло протащить его на весу до специального саркофага, а затем – и это было самым непростым – точно опустить в отверстие саркофага, не зацепив ни одной из стенок реактора. Проведение этой операции осложнил практически штормовой ветер, порывы которого грозили раскачать реактор, висящий в воздухе на тросах.

Успешное окончание переноса реактора является лишь началом долгого и трудоемкого процесса по его разгерметизации и извлечению оттуда кассет с топливом, подчеркнул глава СевРАО Валерий Пантелеев. Только через полгода, когда будет приведен в норму радиационный фон на этом объекте и разработана точная схема его разборки, эксперты смогут приступить к работе.



Подготовительные работы перед выемкой реактора К-64 велись в течение восьми месяцев. В работе специалистам-атомщикам помогали представители конструкторского бюро «Малахит», ОКБМ «Африкантов». Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400-500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция.

Основные работы по выемке реакторов, утилизации, хранению и транспортировке отработавшего ядерного топлива с лодок сегодня ведутся в Губе Андреева, Сайде-Губе и в Гремихе. По словам Пантелеева, старые реакторы от АПЛ еще на протяжении многих сотен лет будут представлять радиационную опасность, поэтому их утилизация является одним из приоритетных направлений в работе «СевРАО» — наравне с восстановлением старой инфраструктуры, оставшейся от военных баз Северного флота и восстановлением экологического баланса в этих местах.

По материалам РИА Новости

Справочно. Как утверждают некоторые источники, в связи с замораживанием строительства новых АПЛ проекта 705, около 600 кг оружейного урана 235 обогащением  более 90 % скопилось на складе Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске (Казахстан). Американцы, узнав об этом от бывшего офицера подводника-тихоокеанца Виталия Метте, тайно вывезли уран в ноябре 1994 года. Но это другая история...

Комментариев нет:

Отправить комментарий