О блоге

20 января 2011 г.

Так кто сбил над Черным морем ТУ-154 S7 Airlines.

17 января в Хозяйственном суде Киева прошло очередное заседание по иску российской авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) к Министерству обороны Украины с требованием возместить ущерб от катастрофы принадлежавшего ей самолета Ту-154 над Черным морем 4 октября 2001 года, следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск.

Компания требует от Минобороны Украины и Госказначейства возмещения материального ущерба. Сумма исковых требований составляет $ 15 млн, однако авиакомпания выразила готовность уменьшить ее до $6,5 млн.

Стороны заслушали экспертов, давших свою оценку причин крушения лайнера. Согласно их выводам, Ту-154 не был сбит украинской зенитной ракетой.

Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), лайнер был сбит украинской ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-200В во время учений, проходивших в Крыму.

Погибли 78 человек: 51 гражданин Израиля и 27 граждан России. В октябре 2004 года Генеральная прокуратура закрыла ранее возбужденное уголовное дело в связи с отсутствием в действиях чиновников Минобороны состава преступления. По версии следствия, к катастрофе привело роковое стечение обстоятельств.

На протяжении 2003-2005 годов украинское правительство выплатило $15,6 млн компенсации родственникам погибших.

В 2004 году авиакомпания "Сибирь" подала в Хозсуд Киева иск к Минобороны и Госказначейству. Исковые требования авиакомпании "Сибирь" базируются на результатах расследования, которое МАК завершил в 2004 году.


В соответствии с выводами МАК, самолет Ту-154 был сбит "боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В", которая подошла к самолету "сверху, сзади и слева".

"Срабатывание взрывного устройства произошло в 9.45 (по всемирному координированному времени (UTC).на высоте 15 м над корпусом самолета",– отмечается в документе.

По результатам математического моделирования, проведенного на основании трех точек траектории полета ракеты, определенных по расположенному в городе Геленджик (Краснодарский край, Россия) радиолокатору, МАК установил, что ракета была запущена из района Феодосии (Крым).

"Известно, что в ходе учений войск ПВО Украины со стартовой позиции зенитно-ракетного комплекса С-200В, расположенного в районе Феодосии, в 9 ч 41 мин. 20 сек. (UTC) был произведен запуск ракеты, контроль над полетом которой был утрачен. Полное соответствие всех имеющихся фактов и результатов дополнительных исследований позволяет сделать вывод, что произошло поражение самолета Ту-154 именно этой ракетой",– отмечается в документе. Там же указывается, что ракета пролетела 240 км в течение 220 сек. В момент поражения Ту-154 находился на высоте 11 тыс. м.

Согласно выводам МАК, через минуту после попадания ракеты члены экипажа самолета Ан-24 Армянских авиалиний, следовавшего из Симферополя в Ереван на высоте 6,3 тыс. м, сообщили, что видели взрыв в воздухе, падение самолета, а затем – очаг пламени на поверхности воды. Поисковая группа собрала с поверхности моря обломки самолета.


Обследовав обломки, эксперты пришли к выводу, что в полете лайнер получил "множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты".

Помимо этого, в МАК проанализировали магнитофонные записи выходов на связь экипажа Ту-154. В 9 ч 45 мин. 17 сек. зафиксирована фраза: "Куда попала (о)?".

Примечательно, что в момент катастрофы в небе находились как минимум три объекта – самолеты Ту-154 и Ан-24, а также беспилотная мишень ВР-3 "Рейс" приблизительно в 80 км от С-200В. Эту мишень и планировалось обстреливать в ходе учений.

Представители Минобороны Украины настояли на проведении дополнительной экспертизы в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз (КНИИСЭ), отрицая, что лайнер был сбит именно украинской ракетой.

Исследование началось в 2008 году и завершилось в мае 2010 года. В комиссию вошли шесть специалистов КНИИСЭ и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил им. Кожедуба. Они изучили условия, при которых, согласно выводам МАК, самолет Ту-154 мог быть поражен ракетой.

Комиссия пришла к заключению, что во время подрыва боевой части ракеты расстояние до самолета должно было составлять 780 м. В таком случае в самолет попало бы "до трех поражающих элементов". "Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным",– утверждается в выводах КНИИСЭ.

В заключении комиссии также указывается, что радиолокационная станция, которая во время учений обеспечивала стрельбу С-200В, "обнаружила и сопровождала только мишень `Рейс`", а значит по своим техническим возможностям не могла отслеживать самолеты Ту-154 и Ан-24, двигавшиеся по другим азимутам и с различными скоростями.

В отчете утверждается, что мишень "Рейс" за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем другого зенитно-ракетного комплекса – С-300 ПС, расположенного в 11 км от С-200В. В 9.42 по UTC (в 12.42 по киевскому времени) было прекращено излучение и радиолокационной аппаратуры С-200В, что также исключает возможность попадания в самолет украинской зенитной ракеты.

Помимо этого, специалисты КНИИСЭ утверждают, что самолет Ту-154 шел по трассе "своевременно не заявленный", поэтому "не прошел предупреждения по всем пунктам наблюдения радиотехнических войск Российской Федерации и вооруженных сил Украины". К такому выводу экспертов подтолкнул тот факт, что лайнер не излучал сигнал "Я свой", хотя располагал аппаратурой определения государственной принадлежности и должен был включить ее в 400 км от границ СНГ. Примечательно, что мишень "Рейс" подобной аппаратуры не имела.

Отрицая поражение самолета украинской зенитной ракетой, эксперты КНИИСЭ не указывают других возможных причин крушения Ту-154. Отвечая в ходе судебных слушаний на вопросы представителя истца – партнера правовой группы "Павленко и Побережнюк" Александры Павленко, эксперты не исключили, что источник поражения самолета мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное "между потолком внутренней части самолета" и его внешней оболочкой.

Представители истца подготовили объяснения, в которых утверждают, что во время проведения альтернативной экспертизы был нарушен ряд процессуальных норм. В частности, представители КНИИСЭ и Харьковского института воздушных сил не проводили самостоятельные исследования, а лишь проверяли выводы МАК.Кроме того, в заключениях экспертов нет перечня исследовавшихся объектов, а также информации об их состоянии.

"В список не включены сферические объекты диаметром около 10 мм, которые могут быть поражающими элементами боевой части ракеты 5В28",– указывается в объяснениях представителя истца. Еще одним процессуальным нарушением адвокаты "Сибири" считают привлечение к экспертизе сотрудников Харьковского института воздушных сил – структуры, подчиненной одному из ответчиков – Минобороны.

Следующее заседание по делу состоится 27 января.

По материалам Ъ

Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО Е-2С "Хокай", после чего американский флот отошел от берегов Ливана.

Кто сбил ТУ-154 

Список экипажа рейса 1812 S7 Airlines

1. Гаров Евгений Викторович - командир
2. Левчуков Борис Александрович - второй пилот
3. Реутов Константин Юрьевич - штурман
4. Лаптев Валерий Глебович - бортпроводник
5. Алексеев Виктор Викторович - начальник инспекции по безопасности полетов
6. Щербаков Константин Петрович - техник
7. Лебединский Сергей Иванович - техник
8. Хомяков Владимир Дмитриевич - бортпроводник
9. Костенко Наталья Георгиевна - бортпроводник
10. Савич Алексей Геннадьевич - бортпроводник
11. Гусарова Елена Владимировна - бортпроводник
12. Воронков Игорь Викторович - бортпроводник

Список пассажиров рейса 1812 S7 Airlines

1. Азбель Дмитрий Израйлевич (Azbel D. mr)
2. Баскакова (Baskakova Y. mrs)
3. Белиничер Виктор Иосифович (Belinitcher V. mr)
4. Бурлаков Д. (Bourlakov D. chd)
5. Бурлакова Л. (Bourlakov L. mrs)
6. Хейфец Валерий Борисович (Kheyfets Valery mr.)
7. Латушкин Н. (Latouchkine N. chd)
8. Лежнина Раиса Ивановна (Lejnina R. mrs)
9. Милостных Надежда Викторовна (Milostnykh N. mrs)
10. Назарова Л. (Nazarova L. mrs)
11. Нечай Галина Михайловна (Netchai G. mrs)
12. Нечай Евгений Петрович (Netchai E. mr)
13. Окунев Евгений Викторович (Oklinev Y. mr)
14. Золотко Т. (Zolotko T. mrs)
15. Букатова Т. (Bukatova T. Mrs)
16. Дакман Семен (Dikman S. Mr)
17. Горблюк Н. (Gorbluk N. Mrs)
18. Горблюк А. (Gorbluk A. Chd)
19. Горкун Владимир Анатольевич (Gorkun V. mr)
20. Григорьев Александр Александрович (Grygorvyh A. Mr)
21. Исаев Евгений Сергеевич (Isaev E. Mr)
22. Кострюков Василий Николаевич (Kostryukov V. mr)
23. Ошкукова Людмила Семеновна (Oshkukova Ludmila Mrs)
24. Пейсахова Фаина Давыдовна (Peissakhova F. Mrs)
25. Раухвергер Ольга Давидовна (Raoukhverguer O. Mrs)
26. Симанина Наталья Валерьевна (Simanina N. Mrs)
27. Злотников Д. (Zlotnikov D. Mr)
28. Чеховская Галина Николаевна (Chekhovskaia G. Mrs)
29. Денисова Ольга Ивановна (Denisova O. Mrs)
30. Ещенко Антонина Петровна (Eschtchenko A. Mrs)
31. Калиновский Виктор Борисович (Kalinovskiy V. mr)
32. Казанцева Мария Михайловна (Kazantseva M. Mrs)
33. Коняева Ента Мееровна (Koniaeva E. Mrs)
34. Корчунова Мария Абрамовна (Korchounova Maria mrs)
35. Тушина Зинаида (Tushina Zinaida mrs)
36. Затворницкая Елена Ивановна (Zatvornitskaia E. Mrs)
37. Затворницкий Николай Николаевич (Zatvornitski N. Mr)
38. Арзунян Гакик Бапкенович (Arzounian Gaguik mr)
39. Бандман Мария Леонидовна (Bandman M. Mrs)
40. Базилевич Любовь Андреевна (Bazilevich Lubov mrs)
41. Федорова Софья Исаевна (Fedorov S. Mrs)
42. Фронштейн Юлия Валерьевна (Fronshtein J. Ms)
43. Фронштейн Светлана Викторовна (Fronshtein S. Ms)
44. Горман Борис Аронович (Gorman B. Mr)
45. Якупова Лилия Павловна (Iakoupov L. Mrs) + Михаэль (ребенок)
46. Кашира Ади (Kamerie A. Mr)
47. Камха Сара (Анна) Моисеевна (Kamkha Haisara Mrs)
48. Кузнецова Тамара Филиповна (Kouznetsov T. Mrs)
49. Ковецкая Жанна Федоровна (Kovetskaya Zh. Mrs)
50. Латушкина О (Latouchkine O. Mrs) + ребенок (24.12.99 г.р.)
51. Лебедева Роза Абрамовна (Lebedev R. Mrs)
52. Магина Ирина Марковна (Magin I. Mrs)
53. Магина Дарья Ильинична (Magin D. Chd)
54. Мичельсон Инна Дмитриевна (Michelson I. Mrs)
55. Мухтаров Назим (Moukhtarov Nazim Mr)
56. Немцова Марина Владимировна (Nemtsov M. Mrs)
57. Русинов Виктор Иванович (Roussinov V. mr)
58. Розенберг Лилия Прохоровна (Rozenberg L. Mrs)
59. Савельева Агрипина Андреевна (Saveliev A. Mrs)
60. Шаевич Виктория Яковлевна (Shaevich E. Mrs)
61. Стариковская Ирина Леонидовна (Starikovsky I. Mrs)
62. Ясвоина Татьяна Яковлевна (Yasvoin T. Mrs)
63. Зельцер Оксана Владимировна (Zeltser O. mrs)
64. Бережная Надежда Васильевна (Berezhnaia N. Mrs)

2 комментария:

  1. bookmarked!!, I really like your blog!
    Take a look at my site ; vuelos bangkok

    ОтветитьУдалить
  2. If some one wishes expert view regarding running a blog after that i propose him/her to pay a visit this webpage, Keep up the pleasant job.
    Here is my site ... www.arkiaisraelairlines.es

    ОтветитьУдалить