О блоге

17 июля 2010 г.

Russian naval aviation Day. (July 17, 2010)

17 июля летчики российского военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник – День авиации ВМФ России.

Праздник стал официальным с 1996 года, когда морской авиации России исполнилось 90 лет. День авиации ВМФ отмечается в соответствии с приказом главкома ВМФ № 253 от 15.07.1996.

17 июля 1916 года гидросамолеты М-9 "авианосца" "Орлица" Балтийского флота одержали победу в воздушном бою над морем над четырьмя самолета кайзеровской Германии.

«Орлица» — гидроавиатранспорт, вступивший в строй в и переоборудованный из парохода «Императрица Александра» в авиатранспорт в 1915 году. Был способен нести на своём борту 5 гидроаэропланов (4 собранных и 1 разобранный, находящийся в трюме).

На корабле находились на верхней палубе два ангара; они вмещали в себя каждый по два гидросамолёта; ещё один самолёт находился в трюме, в разобранном виде. Также на корабле находились нужные для гидросамолётов авиабомбы в большом запасе, бензин, масло и мастерские: слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная.

Спускали гидросамолёты на́ воду и поднимали их на борт корабля при помощи двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями натягивалась сеть, чтобы защитить палубу корабля от вражеских авиационных бомб.

В истории русской морской авиации навсегда остался день 4 (17)июля 1916 года. В этот день линейный корабль «Слава», а также два миноносца осуществляли ведение огня по береговым батареям немцев у мыса Рагоцема. С воздуха операцию прикрывали гидросамолёты гидроавиатранспорта «Орлица». В 9 часов утра, возвращаясь к «Орлице», летя на высоте около 1,5 км, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили вражеский гидроаэроплан. Петров сблизился с противником на 15 м, зашёл сзади и открыл огонь из пулемёта. От начала боя до падения в море вражеского аэроплана в воду прошло всего 5 минут.

Одновременно тройка других гидроаэропланов «Орлицы» вела сражение с тремя самолётами немцев. В результате этого воздушного боя был сбит один немецкий гидроаэроплан; он упал в расположение русских войск.

Аэроплан, сбитый Петровым, скапотировал, оба вражеских лётчика оказались в воде. Два наших самолёта приводнились вблизи сбитого самолёта и, не беря во внимание ведения огня немецкими 152-мм береговыми орудиями, спасли из воды пленных немцев. Миноносец, подошедший к месту падения самолёта, снял с него пулемёт, а также различные приборы.

Из допроса пленных выяснилось, что гидросамолёт в составе звена из 4-хсамолётов направлялся для нанесения бомбового удара по гидроавиатранспорту «Орлица» с целью его уничтожения.

В 1917 году были официально сформированы Военно-воздушные силы Балтийского флота.
За ними последовало формирование и создание авиационного подразделения Черноморского флота.



В 1930‑е годы летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные задания. Именно флотскими пилотами была укомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь. В 1934 г. она в чрезвычайно трудных условиях спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода «Челюскин». Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Ляпидевскому.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый удар по Берлину, и в приказе Верховного Главнокомандующего об этом вылете флотских летчиков было сказано, что они первыми проложил путь к Победе.

За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно‑морского флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую технику. Именно летчик‑североморец Юрий Гагарин первым проложил путь человечества к звездам.

В это период появились новые рода морской авиации - морская ракетоносная и противолодочная - при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров "Киев", "Минск", "Новороссийск".

Сегодня авиация ВМФ России берегового и корабельного базирования располагает всепогодными морскими ракетоносцами, штурмовиками, истребителями, противолодочными самолетами и вертолетами, корабельными самолетами с вертикальным взлетом и посадкой.

Поздравляю ветеранов и действующих морских летчиков с профессиональным праздником - Днем авиации Военно-морского флота и желаю всем авиаторам крепкого флотского здоровья, счастья, семейного благополучия, дальнейших успехов в ратном труде на благо Отечества!


Russian aircraft carrier  

2 комментария:

  1. День авиации Военно-Морского Флота РФ считается 17 июля – (4 июля по старому стилю)отмечается в России по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова № 253 от 15 июля 1996 г. "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" - в ознаменование первой победы русских морских летчиков над немецкими самолетами.
    Однако, узаканивать День рождения всей ВМА России датой всего лишь ОДНОГО (!!!) из воздушных боёв гидро-самолётов Балтики (17 07 1916г….), когда любой пользователь компа может прочитать в Инете о славных БОЕВЫХ страницах военно-морских лётчиков ЧФ буквально с САМОГО НАЧАЛА Первой мировой… - значит попросту НЕ УВАЖАТЬ Память о ТЕХ - Героях-черноморцах, что уже тогда (!!!) рисковали СВОЕЙ Жизнью! - отгоняя вражеские подлодки от надводных кораблей...
    Мало того: постоянно принижая роль офицеров-авиаторов именно Черноморской ВМА (как основы всей мировой военно-морской авиации…) – наши славные министры назначили Днём её рождения… 03 03 1921-го года!!!
    Чем, по ИХ мнению, занимались ДЕСЯТЬ ЛЕТ гидро-авиаторы двух гидро-авиагрупп (по три гидро-самолёта в каждой…), созданных приказом морского министра Игоря Григоровича ещё 19 04 1911-го года с Центром базирования на Чёрном море – просто неудобно и спрашивать: наверняка скажут, мол - девушек катали…, как Блерио во Франции…

    Давайте тогда считать Днём Победы в ВОВ - дату победына Курской дуге...
    А что- очень даже похоже...

    ОтветитьУдалить
  2. "Ваш комментарий будет опубликован после одобрения..."

    (в смысле - обещанного 3 года ждут?)

    Ланн - я не обиде...

    Понятно же, что "не строчку" написал...
    (улыбаясь...)

    Счастливо по-подчиняться... Приказам "свыше": имея Честь, как...

    Чин-чинн...

    Василий


    ОтветитьУдалить