29 июля - 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского - одного из самых знаменитых художников-маринистов
В то же время, известны и многие картины Айвазовского, не связанные с морской тематикой.
Его работы находятся в Русском музее, Феодосийской картинной галерее, которая носит имя Айвазовского (он родился и умер в Феодосии), Национальной картинной галерее Армении, музее-заповеднике "Петергоф".
Автопортрет Айвазовского представлен в знаменитой галерее Уффици в итальянской Флоренции.
Автопортрет Айвазовского представлен в знаменитой галерее Уффици в итальянской Флоренции.
А проходившая в прошлом году в Москве в Третьяковской галерее выставка картин Айвазовского вызвала небывалый ажиотаж - люди простаивали несколько часов в очередях, чтобы попасть на нее.
В этом году в интервью "РГ" генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отмечала, что в рейтинге The Art Newspaper выставка Айвазовского оказалась в числе десяти самых успешных мировых выставочных проектов 2016 года.
18 августа 2017 года Владимир Путин встретился с представителями общественности, деятелями науки и культуры Севастополя и Республики Крым.
Т.Гайдук: Уважаемый Владимир Владимирович!
В XIX веке Крым привлек к себе очень многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства, и поэтому в XIX веке у нас на полуострове в небывалом масштабе расцвело русское искусство.
В этом году в интервью "РГ" генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отмечала, что в рейтинге The Art Newspaper выставка Айвазовского оказалась в числе десяти самых успешных мировых выставочных проектов 2016 года.
18 августа 2017 года Владимир Путин встретился с представителями общественности, деятелями науки и культуры Севастополя и Республики Крым.
Т.Гайдук: Уважаемый Владимир Владимирович!
В XIX веке Крым привлек к себе очень многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства, и поэтому в XIX веке у нас на полуострове в небывалом масштабе расцвело русское искусство.
И конечно, в центре этого процесса главной фигурой был Иван Константинович Айвазовский.
В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.
В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.
Это большой срок.
Между тем его картины по-прежнему вызывают восхищение, вызывают интерес, по-прежнему очень популярны.
И об этом свидетельствуют две крупные выставки в Москве и в Петербурге, которые вызвали действительно огромный интерес россиян и которые посетил в общей сложности почти миллион человек.
И действительно, на этих выставках они могли убедиться в его потрясающей технике живописи, в его удивительной творческой плодовитости – ведь он написал около 60 тысяч картин, многие из них большого и огромного размера.
И вот у нас в собрании есть его огромные работы, о размере которых удобнее говорить не в сантиметрах, а в метрах, даже в квадратных метрах.
И об этом свидетельствуют две крупные выставки в Москве и в Петербурге, которые вызвали действительно огромный интерес россиян и которые посетил в общей сложности почти миллион человек.
И действительно, на этих выставках они могли убедиться в его потрясающей технике живописи, в его удивительной творческой плодовитости – ведь он написал около 60 тысяч картин, многие из них большого и огромного размера.
И вот у нас в собрании есть его огромные работы, о размере которых удобнее говорить не в сантиметрах, а в метрах, даже в квадратных метрах.
У нас есть работы площадью 12 квадратных метров, 14 квадратных метров, и всё это действительно шедевры мирового искусства.
Но, Вы знаете, в последние годы, и, может быть, это не очень большой срок, мы наблюдаем удивительную тенденцию среди российского общества.
Россияне, ничуть не принижая значения живописного наследия Айвазовского, может быть, в силу того, что последние десятилетия были периодом идейного безвременья, а, может быть, в силу того, что общество стоит на пороге изменения ценностей и многие россияне ищут какие-то новые идеалы,
Но, Вы знаете, в последние годы, и, может быть, это не очень большой срок, мы наблюдаем удивительную тенденцию среди российского общества.
Россияне, ничуть не принижая значения живописного наследия Айвазовского, может быть, в силу того, что последние десятилетия были периодом идейного безвременья, а, может быть, в силу того, что общество стоит на пороге изменения ценностей и многие россияне ищут какие-то новые идеалы,
и в этой связи очень многих наших соотечественников очень интересуют, например, такие факты, что Айвазовский был первым и единственным русским художником XIX века, который стал действительным тайным советником.
Он был самым крупным землевладельцем Крыма.
Он был самым крупным землевладельцем Крыма.
Он был очень влиятельным и состоятельным человеком, и он тратил огромные суммы на благотворительность.
Начиная с 60-х годов XIX века, он абсолютно все свои доходы от выставочной деятельности обращал на нужды благотворительности, а это действительно были огромные суммы.
И многих восхищает то, что Айвазовский стал действительно настоящим флотским художником.
И многих восхищает то, что Айвазовский стал действительно настоящим флотским художником.
Он был дружен с Лазаревым, Панфиловым, Нахимовым, Корниловым.
В осажденном Севастополе он устроил выставку своих работ, много раз посещал эту выставку.
В осажденном Севастополе он устроил выставку своих работ, много раз посещал эту выставку.
И, что совершенно беспрецедентно, когда в беседах с участниками обороны выяснялось, что какие-то детали картин, изображающих сражение, не соответствуют действительности, он прямо на публике переписывал эти картины для того, чтобы восстановить историзм этих картин, для того, чтобы в них сохранилась фактология.
И конечно, это прекрасный пример для подражания.
И конечно, это прекрасный пример для подражания.
И вот в этом, юбилейном году мы захотели, чтобы тысячи молодых крымчан лучше узнали и больше об Айвазовском-гражданине.
И совместно с Министерством культуры, с Министерством образования Крыма мы объявили конкурс, в ходе которого в мае этого года будущие выпускники школы написали сочинение на тему: «Айвазовский-гражданин и мое отношение к гражданской позиции Айвазовского».
И совместно с Министерством культуры, с Министерством образования Крыма мы объявили конкурс, в ходе которого в мае этого года будущие выпускники школы написали сочинение на тему: «Айвазовский-гражданин и мое отношение к гражданской позиции Айвазовского».
Этот конкурс выиграли 28 участников, и все они уже приглашены на бал в дом Айвазовского, который состоится в последнее воскресенье сентября.
И это получило такой широкий общественный резонанс, что мы думаем продолжать все это.
И это получило такой широкий общественный резонанс, что мы думаем продолжать все это.
Конечно, в следующие годы героями сочинений станут другие выдающиеся крымчане, но мы хотим, чтобы победители конкурса всегда приходили на бал в дом Айвазовского, поскольку в доме существуют большие традиции проведения балов, приемов, торжественных обедов, концертов.
И у Айвазовского действительно было очень много регалий, очень много заслуг.
И у Айвазовского действительно было очень много регалий, очень много заслуг.
И интересно то, что он был к тому же и членом Русского географического общества.
И Семенов-Тян-Шанский в письме к Айвазовскому написал, что «Русское географическое общество давно оценило Ваши, Иван Константинович, заслуги как выдающегося географического деятеля».
Владимир Владимирович, мы знаем, что Вы являетесь председателем попечительского совета Русского географического общества, и таким образом в некотором аспекте, во всяком случае, в части отношения к членству в Обществе, Вы и Айвазовский – коллеги.
И нам бы очень хотелось попросить Вас о такой любезности к своему коллеге, нашему маэстро, сделать так, чтобы имя, судьба и личность Айвазовского стали одной из тем Русского географического общества.
В.Путин: У меня сразу к Вам просьба: Вы тогда сформулируйте задачу или тему.
Владимир Владимирович, мы знаем, что Вы являетесь председателем попечительского совета Русского географического общества, и таким образом в некотором аспекте, во всяком случае, в части отношения к членству в Обществе, Вы и Айвазовский – коллеги.
И нам бы очень хотелось попросить Вас о такой любезности к своему коллеге, нашему маэстро, сделать так, чтобы имя, судьба и личность Айвазовского стали одной из тем Русского географического общества.
В.Путин: У меня сразу к Вам просьба: Вы тогда сформулируйте задачу или тему.
Или, может быть, предложите группу людей, которые хотели бы поработать над какой-то конкретной темой.
А мы, когда будем гранты распределять, будем иметь это в виду, и соответствующий грант можем выделить.
Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо. Здорово.
Дмитрий Анатольевич был уже у нас в галерее.
Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо. Здорово.
Дмитрий Анатольевич был уже у нас в галерее.
Мы, Дмитрий Анатольевич, и Вас приглашаем повторно, и Вас приглашаем, Владимир Владимирович.
И разрешите Вам подарить плод наших научных трудов – юбилейный альбом.
В.Путин: Сколько там работ Айвазовского? Четыреста?
Т.Гайдук: У нас 416 произведений Айвазовского.
В.Путин: Сколько там работ Айвазовского? Четыреста?
Т.Гайдук: У нас 416 произведений Айвазовского.
Пожалуйста. Увесистый плод.
Вы знаете, там, кроме альбома и научных материалов, есть еще самая последняя, может быть, не очень большая часть, но она родилась в жесточайших спорах с «детьми лейтенанта Шмидта».
Мы вели с ними научные споры, сломали много копий, и теперь у нас настоящее генеалогическое древо рода Айвазовских.
В.Путин: У него и внук, по-моему, писал, да?
Т.Гайдук: У него трое внуков были художниками: Арцеулов Константин Константинович, который больше известен как «летчик России №46», у него было удостоверение №46 Качинской летной школы.
В.Путин: У него и внук, по-моему, писал, да?
Т.Гайдук: У него трое внуков были художниками: Арцеулов Константин Константинович, который больше известен как «летчик России №46», у него было удостоверение №46 Качинской летной школы.
Алексей Васильевич Ганзен и Михаил Пелопидович Латри.
Вот эти три художника были выдающимися.
К сожалению, только Арцеулов связан своими корнями с Россией, а остальные эмигрировали в свое время.
В.Путин: Ну, работы у вас есть его внуков, да?
Т.Гайдук: У нас есть, некоторая коллекция работ его внуков у нас есть, очень интересная.
В.Путин: Ну, работы у вас есть его внуков, да?
Т.Гайдук: У нас есть, некоторая коллекция работ его внуков у нас есть, очень интересная.
И Вы знаете, его внукам, оказалось, нужно было быть очень смелыми людьми и смелыми художниками, потому что они находились в тени своего великолепного деда.
И им нужно было принимать какие-то решения на уровне творчества, чтобы быть на него не похожим и быть самостоятельными в искусстве, они это сделали.
И они действительно величины в нашем искусстве.
В.Путин: Вот идея у Вас, мне кажется, интересная, хорошая.
В.Путин: Вот идея у Вас, мне кажется, интересная, хорошая.
Вы посмотрите действительно, что можно было бы поисследовать в его жизни, имею в виду, что ведь он оседло проводил только последние годы жизни, он много очень ездил, и за границей был, и по России.
Т.Гайдук: Он очень много путешествовал.
В.Путин: Да, путешествовал много.
Т.Гайдук: Он очень много путешествовал.
В.Путин: Да, путешествовал много.
Писал там с натуры, по памяти писал и так далее, но предварительно посещая определенные места.
Поэтому там есть, наверное, чем заняться по линии Русского географического общества.
А сам-то музей у вас, в каком состоянии?
Т.Гайдук: Основное здание требует завершения капитального ремонта.
А сам-то музей у вас, в каком состоянии?
Т.Гайдук: Основное здание требует завершения капитального ремонта.
Второе здание, дом сестры, в нем не начинался еще ремонт, там тоже нужно производить некоторые ремонтно-реставрационные работы.
И знаете, нас очень держит то, что эти работы не продолжаются, потому что мы не можем в полной мере показать все великолепие нашей коллекции.
И экспозиция наша лимитирована этими помещениями.
И экспозиция наша лимитирована этими помещениями.
Работы Айвазовского огромны, и получается, что не для каждой работы найдешь место.
И вот то место, которое мы нашли, там мы большую повесили, а между большими работами повесили более мелкие картины.
От этого, конечно, экспозиция страдает.
В.Путин: А работы, которые осуществлялись, проведены полностью?
Т.Гайдук: Нет. В этом году по ФЦП были произведены противоаварийные работы.
В.Путин: А работы, которые осуществлялись, проведены полностью?
Т.Гайдук: Нет. В этом году по ФЦП были произведены противоаварийные работы.
Это работы на кровле и работы на главном фасаде.
В.Путин: А техническое оснащение музейных залов какое?
Т.Гайдук: Вы знаете, это все оставляет желать лучшего и этим нужно заниматься.
В.Путин: Но когда-то проводились? Когда проводились последние серьезные реставрационные и ремонтные работы?
Т.Гайдук: На самом деле, в украинский период все было очень эпизодически и никакой преемственности между этими этапами работ не было.
В.Путин: А техническое оснащение музейных залов какое?
Т.Гайдук: Вы знаете, это все оставляет желать лучшего и этим нужно заниматься.
В.Путин: Но когда-то проводились? Когда проводились последние серьезные реставрационные и ремонтные работы?
Т.Гайдук: На самом деле, в украинский период все было очень эпизодически и никакой преемственности между этими этапами работ не было.
По сути, по-настоящему ничего не делалось, к сожалению.
В.Путин: А техническое оборудование залов-то имеет место, или нет там никакого?
Т.Гайдук: Да, конечно.
В.Путин: Там соблюдается климат и прочее, контроль какой-то?
Т.Гайдук: К сожалению, это только кондиционирование и отопление.
В.Путин: А техническое оборудование залов-то имеет место, или нет там никакого?
Т.Гайдук: Да, конечно.
В.Путин: Там соблюдается климат и прочее, контроль какой-то?
Т.Гайдук: К сожалению, это только кондиционирование и отопление.
Да, это все нужно делать.
И понимаете, я как директор с сожалением вижу, что мы не всегда отвечаем ожиданиям туристов континентальной России, потому что, конечно, в континентальной России музеи в гораздо лучшем состоянии, чем наши, крымские.
В.Путин: Понятно. Это же у вас музей в этом смысле уникальный.
В.Путин: Понятно. Это же у вас музей в этом смысле уникальный.
То есть работы Айвазовского есть везде – и в Москве, и в Питере в Русском музее – но такого, где сосредоточено такое количество работ Айвазовского, нет.
Надеюсь, подлинники у вас там все?
Т.Гайдук: Конечно. У нас не только самая большая коллекция подлинников, но что очень важно, у нас большой массив эталонных работ Айвазовского.
Т.Гайдук: Конечно. У нас не только самая большая коллекция подлинников, но что очень важно, у нас большой массив эталонных работ Айвазовского.
Сейчас в связи с тем, что Айвазовский дорого продается и много подделывается, очень важны эталонные работы.
У нас 49 его эталонных работ.
В.Путин: Мы не пригласили сюда Министра культуры?
В.Путин: Мы не пригласили сюда Министра культуры?
Спрятался?
Он знал, что вопросы к нему будут, видимо.
Заблаговременно ретировался.
Но мы это пометим. Это региональный музей?
Т.Гайдук: Муниципальный.
В.Путин: Вы подготовьте свои пожелания, что бы вы хотели сделать.
Т.Гайдук: Муниципальный.
В.Путин: Вы подготовьте свои пожелания, что бы вы хотели сделать.
А мы к вам пришлем специалистов, которые вместе с вами оценили бы, посмотрели, что, в какие сроки можно и нужно сделать, и нужно сделать план такой приведение музея в достойное имени Айвазовского состояние.
Т.Гайдук: Спасибо. Я завтра расскажу сотрудникам о нашей встрече, о результатах.
Т.Гайдук: Спасибо. Я завтра расскажу сотрудникам о нашей встрече, о результатах.
Я думаю, все будут очень рады. Спасибо.
В.Путин: Просто нужно посмотреть объем работ, объем финансирования и сроки, в которые можно было бы сделать этапами. Ладно?
Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо.
В.Путин: Просто нужно посмотреть объем работ, объем финансирования и сроки, в которые можно было бы сделать этапами. Ладно?
Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо.