2014 год — это «ГОД 100-летия СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА подводника-североморца И.И.ФИСАНОВИЧА»!
Именно так решили на своих собраниях члены Кировоградской и Харьковской организаций ветеранов-подводников, носящих имя командира Гвардейской Краснознамённой подводной лодки «Малютка» М-172 Израиля Ильича Фисановича,
который родился 23 (10 по ст. стилю) ноября 1914 года в Елисаветграде (ныне — Кировоград), а с 1922 года проживал, учился и работал в Харькове — в столице Советской Украины.
Именно отсюда он ушёл на флот и в бессмертие 27 июля 1944 года ( 70 лет назад) в составе экипажа ПЛ В-1 у берегов Северной Шотландии.
Инициатива двух ветеранских морских организаций, как уже неоднократно сообщалось на нашем блоге, в печатных и электронных СМИ, была поддержана Президентом Украины, Международной Ассоциацией подводников стран СНГ и Балтии (Спб), Всеукраинскими ассоциациями ветеранов-подводников (Киев и Одесса),
областными администрациями и и местными органами самоуправления Кировограда, отметившего в январе этого года 70-летие своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков, и Харькова — Города воинской славы.
В связи с возникшими осложнениями в политической, идеологической и финансово-экономической сферах государства от ряда мероприятий в Харькове Оргкомитет по подготовке к 100-летнему юбилею знаменитого харьковчанина отказался или перенёс на более позднее время.
А о том, что было проведено и сделано по Плану основных мероприятий юбилейного года, руководители ХООО ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Филинюка капитан I ранга Н.С.Филинюк, ХОК «Дробицкий Яр» Л.П.Леонидов, Харьковского Музея «Холокост» Л.Ф.Воловик и творческого объединения «Маринист» - автор этих строк своевременно информировали общественность через Интернет и средства массовой информации.
Модератор блога получил немало комментариев на электронную почту, городской и мобильный телефоны по материалам освещения событий в День моряка-подводника и в последующие дни (19-22 марта), приёма в ХОК МУСУВ по случаю 95-летия живого из Книги памяти подводников В.Г.Носарева, в День 70-летия Памяти И.И.Фисановича и 75-летия установления Дня ВМФ 27 июля.
Комментарии и отзывы, в большинстве своём, положительные.
И это нас радует.
Но не всем посетителям блога известно, что одним из главых, если не самым главным пунктом юбилейного для подводников на постсоветском пространстве года, была надежда на встречу с сыном Героя в сентябре на конференции в Кировограде.
Однако, Тарас Фисанович, проживающий с 1999 года в Гамбурге (Германия) принял такое решение, от которого у харьковчан сначала «дух захватило», а затем появилось горячее желание «всё показать и обо всём расспросить» да ещё и сделать несколько важных, конкретных предложений по увековечению памяти об отце в Харькове и сохранению правды истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Теперь, когда о визите Тараса Ильича в Украину стало известно СМИ не только Киева, Харькова и Кировограда, когда он лично проинформировал об этом Генерального Консула Украины в Германии и информация стала доступной Государственному департаменту по делам ветеранов, инвалидов и пенсионерам Украины, руководителям ветеранских организаций всеукраинского масштаба,
считаю вполне возможным и даже необходимым проинформировать посетителей блога о том, что родной сын Героя Советского Союза, североморца-подводника Израиля Ильича Фисановича, а именно: Тарас Ильич Фисанович с 21 по 30 сентября юбилейного и для отца и сына 2014 года находился в гостях у подводников-ветеранов Украины.
Месяц спустя, можно смело утверждать: эти 10 дней потрясли не только дорогого гостя и его «боевую подругу» Веру Сосновскую, но и всех, с кем он общался!
Не скрою, в связи с тем, что в Харькове в это время было «неспокойно», а возле границ Харьковской области велись боевые действия, в целях безопасности было решено отказаться от митингов при возложении цветов к мемориальным доскам и широкоформатных встреч с подводниками, творческой интеллигенцией, студентами, школьниками и жителями улицы Фисановича.
В правильности такого решения принимающая сторона и гости убедились в первый день пребывания Тараса Фисановича в Харькове.
А теперь обратимся к архивам, книгам, музейным экспонатам военных и послевоенных лет. Для начала дадим всего лишь несколько фотографий:
Отец Тараса: Фисанович Израиль Ильич — родился 23 ноября 1914 года в г. Кировограде, в восьмилетнем возрасте переехал вместе с семьёй в Харьков, где учился и работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Серп и Молот»,
затем Балтийский и Северный флоты, послужной список самого молодого командира Гвардейской Краснознамённой подводной лодки «Малютка» М-172 в годы войны, кавалера пяти орденов ( в том числе «Морской крест» США) и Золотой медали Героя Советского Союза,
капитана II ранга широко известен по другим публикациям, погиб в должности командира ПЛ В-1 вместе с экипажем 27 июля 1944 года (в возрасте менее 30 лет) на переходе из Англии в СССР на Северный флот по вине патрульного самолёта Королевских ВВС Великобритании;
Мать: БУРЬЯНОВА Елена Андреевна — родилась на год раньше супруга в г. Харькове, окончила в предвоенный год ЛЭТИ - Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина), электротехнический факультет по специальности «Электрооборудование подводных лодок», скончалась и похоронена в Ленинграде в 1985 году;
Тарасик с мамой и папой в декабре 1943 году в Полярном после возвращения из освобождённого Харькова;
Тарас Фисанович в 2010 году в Шотландии на открытии стелы экипажу подводной лодки В-1 на Мемориале памяти шести погибшим ПЛ в годы Второй Мировой войны;
ПЛ М-172 (на фото) возвращается из очередного боевого похода: в этом году исполняется 75 лет со дня её вхождения в состав Северного флота.
Дорогие посетители блога!
Я преисполнен желания рассказать вам, более-менее подробно, в форме фоторепортажа о каждом дне пребывания Тараса Ильича и его супруги Веры Корнильевны на Украине и, прежде всего, в Харькове.
При этом не удивляйтесь тому, что по отчеству я его называю, как и отца, Ильич.
Это не моя ошибка. По документам он, действительно, Ильич.
И получается, что связка «отец-сын» превратилась в «двух братьев» или даже в однофамильцев.
Вот что говорит по этому вопросу сам Тарас: «После моего рождения мама решила продолжить учёбу в Ленинградском вузе. И ничего не оставалось, как отправить меня из Полярного Северного флота к бабушке в Харьков.
Но тут началась война, приехала за мной мама.
К сожалению, далеко от города нам уехать не удалось, пришлось возвращаться в оккупированный Харьков.
По приказу бургомистра все евреи обязаны были зарегистрироваться и затем в определённый день и час отправиться в гетто на окраине города.
Мама и бабушка по национальности «русские» - они и не регистрировались, естественно.
Выдали соседи: они донесли, что у русских женщин — матери и бабушки находится жидёнок, который является сыном командира советской подлодки.
За мной пришли гестаповец и полицейский, выволокли меня из шкафа — я плакал, бился и кричал: «Я не хочу умирать!».
Тогда один из них сапогом пнул меня в лицо (шрам на подбородке остался на всю жизнь), брызнула кровь.
Брать меня, окровавленного, они не захотели и приказали утром доставить в гестапо.
Бабушка-врач наложила швы.
Немедленно покинули квартиру.
В ту же ночь бабушка на санках меня вывезла из города и пешком за две недели прошла 150 км в холодную зиму до села возле районного центра Зачепиловка.
За это время мама сумела исправить каким-то образом мои документы, заменив фамилию Фисанович на Фисанов, а отчество Израилевич на Ильич.
Позднее фамилию восстановили (добавить две буквы «ич», видимо, не составляло труда), а с отчеством оказалось потруднее — так я и остался Ильичом».
И шутливо добавил: Одни меня по отчеству называют Израилевичем, другие — Ильичом.
Я не обижаюсь: то и другое — правильно».
Вот такая история.
Вот он — рецидив войны на истребление и яркое проявление фашистской идеологии и ксенофобии.
Во время пребывания в Харькове, как говорится, «по ходу пьесы» Тарасу Ильичу было задано немало вопросов.
Отвечал он убедительно и аргументированно, или отсылал к своим книгам, отдельным публикациям, которые во многом оказались автобиографичны.
Безусловно, многих слушателей и собеседников интересовало, почему сын Героя не стал подводником, не пошёл по стопам отцам?
Оказывается, «не прошёл по зрению».
И он пошёл по стопам своей русской бабушки, став хирургом-онкологом, кандидатом медицинских наук.
И, представьте себе, во время одной из врачебных практик исполнял обязанности врача дизельной подводной лодки с выходом в море!
Одним словом, Тарас Фисанович «Наш человек!» - говорят подводники.
Владимир Пелевин.
Продолжение следует.