10 августа 2019 г.

Памяти адмирала Геннадия Александровича Сучкова.

Исполнилось 6 лет, как нет с нами настоящего офицера, подводника, адмирала Геннадия Александровича Сучкова. Вечная память!

Из статьи Николая Черкашина "Прости нас, адмирал!":

"В августе 2013 года не стало адмирала Геннадия Александровича Сучкова. Российский военно-морской флот понес ощутимую потерю. 

Однако почти все российские СМИ проигнорировали эту утрату: ни строчки, ни слова о том, кто столько послужил во благо Отечеству. Оно и понятно, адмирал попал в разряд опальных… 

Сын офицера-фронтовика Геннадий Сучков родился в 1947 году в деревне Митрополье, что в Нижегородской области. Отец передал ему профессию - защищать Родину. 

В 1969 году Геннадий закончил лучшее наше военно-морское училище - ВВМУ имени М.В. Фрунзе, и пришел на Северный флот лейтенантом. Сначала попал на тральщик, но сделал все, чтобы перевестись на подводную лодку и, в конце концов, был назначен командиром торпедной группы на дизельную Б-9.

С этой поры он, как говорят моряки, «не вылезал из морей», прочный корпус подлодки стал ему вторым домом: «автономка» за «автономкой», сначала на полгода, потом на девять месяцев, потом на год, и в 1975-76 годах невольный мировой рекорд – боевая служба в отрыве от базы на 18 месяцев! 

Полтора года в Атлантике и Средиземном море в отсеках дизельной подводной лодки! В тот немыслимый по своей трудности поход он ходил уже капитаном 3 ранга, старшим помощником командира.

Все свои лейтенантские и капитанские звания Сучков получал в морях, да и все его ордена окроплены морской солью – и «Красная Звезда», и «И за службу Родине…»

Редчайший случай – моряк-подводник Геннадий Сучков на дух не переносил запаха водки, не пил ни при каких обстоятельствах.

Служил, как надо. Подчиненные называли его работоголиком. И это было чистой правдой.

Глубоко убежден: офицер, прошедший 18-месячное плавание на подводной лодки (а всего у Сучкова было 17 дальних походов) не может быть хабарником, шкурником, негодяем. Это как из хорошего чистилища человек выходит заново безгрешным…

Офицер без каких бы то ни было связей, без поддержки сверху, шел по ступеням служебной лестницы весьма уверенно: командир подводной лодки, командир бригады подводных лодок, командир эскадры подводных лодок, заместитель командующего Черноморским флотом, командующий Тихоокеанским флотом, после гибели атомной подводной лодки «Курск» его назначили командующим родным Северным флотом… 

Уникальный случай: адмирал Сучков командовал двумя важнейшими для страны – стратегическими – флотами: Тихоокеанским и Северным. Его прочили в главкомы. 

Но кого-то пугал этот стремительный взлет. И адмирала подловили, что называется на «несчастном случае на производстве». Списанный атомоход К-159, который буксир волок на разделку, затонул в штормовую погоду у входа в Кольский залив.

При расследовании трагедии выяснилось, что в балластные цистерны К-159 должны были закачать полиуретан, но им заполнили не все цистерны. В недрах Технического управления флота как по заказу вдруг пропал документ о буксировке, подписанный Уринсоном (Минэконом), Адамовым (Минатом) и главкомом ВМФ Куроедовым в 1999 году. 

Адмирал Сучков негодовал: «Идиотское решение - поставить лодки на понтоны! А меня никто не спрашивал. От нас требовали поставить на понтоны все лодки отстоя. Мы отказались, поставили только пять кораблей. За неделю на все 18 лодок нужно было составить 18 технических проектов! А на разработку одного проекта уходит три-четыре месяца!».

Командующего флотом вышестоящее начальство не хотело слушать: перегнать списанные лодки из Гремихи в Полярный на утилизацию! Раз повезло, два повезло, а в тринадцатый – нет. И началась свистопляска!

Адмирал Сучков рассказывал: «Они все-таки очень хотели меня унизить. Они взяли с меня подписку о невыезде, потом пытались в аэропорту арестовать меня в Москве, когда я в отпуск поехал с разрешения главкома - тогда у меня не было подписки о невыезде. 

Приехал я в Белгород, там в этот же день ко мне пришел прокурор области. Травля по всем направлениям шла… Им надо быстрее, быстрее, в рекордные сроки к какому-то событию все это дело сделать. Они это сделали».

Первым делом следствие попыталось накопать побольше дополнительного компромата, чтобы вывалить на чашу Фемиды сразу все.

Но к величайшему изумлению «копатели» выяснили, что нет у адмирала лишних квартир, нет дач, записанных на имя тещи или других родственников, не отправлял он свою жену на казенном самолете в отпуск, и все путевки сына на детские курорты оплачены за счет его отца.

Комфлотов снимали с должности, срезали звезды на погонах, но никогда командующих флотами (за исключением сталинских репрессий) не отдавали под суд. Сучкова же «топили» публично, дабы раз и навсегда пресечь ему путь в главкомы.

И даже тогдашний министр обороны Сергей Иванов не смог остановить эту судебную расправу. Адмиралы и офицеры, вопреки запрету подписывать коллективные письма, все же такое письмо написали и отправили петицию в защиту адмирала Сучкова. 

Она была опубликована в центральных газетах. Но это уже ничего не значило в глазах тех, кому нужно было морально уничтожить комфлота. Военный суд приговорил почетного гражданина города воинской славы Полярного адмирала Сучкова к четырем годам лишения свободы. Условно.

Понимая всю несправедливость этого приговора, министр обороны, а может быть и глава государства, попытались смягчить удар. 

Сучкова не отправили в отставку, а назначили – с судимостью! – советником министра обороны. Конечно, это была разновидность почетной отставки. Новый министр – Сердюков – не нуждался ни в каких советниках.

Тем не менее адмирал Сучков не опустил рук, делал все, что мог, чтобы хоть как-то противостоять разрушению флота. Именно его ветераны подводного флота избрали президентом Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников.

На всех своих высоких постах адмирал Геннадий Сучков оставался неравнодушным человеком, сердечным товарищем, который отзывался на каждую боль, на каждую просьбу шедших к нему моряков.

Многолетняя травля, нападки в печати, нервные перегрузки спровоцировали онкологию. Сучков «сгорел» за несколько недель… На его похороны съехались представители почти всех флотов. И ему, «условно осужденному», были отданы все высшие воинские почести. О нем еще вспомнят. И скажут: «Прости нас…»

Комментарии:

Константин Васильев. 16 августа 2013 г., 06:33
Спасибо всем, кто помнит адмирала Сучкова Геннадия Александровича, правильный был офицер. Прослужил с ним с 1974 по декабрь 1994 года. Как говорили: суров, но справедлив. Светлая ему память. Командир ПЛ "Б-290", 1809 торпедно-технической базы 4 эскпл СФ капитан 1 ранга в отставке К.Васильев

Петр, 6 сентября 2013 г., 21:18
Знал Геннадия Александровича по Севастополю. Светлый человек, светлая ему и память.

Анонимный, 7 октября 2013 г., 06:31
Помню по 42 бригаде ПЛ Лиинахамари СФ. Смотря на наших знаменитых адмиралов и командующих (Нахимов, Лазарев, Истомин, Ушаков и пр.) прихожу к выводу,что адмирал Сучков Г.А. скорее всего не в "свое" время родился. Не довелось ему в полной мере реализовать свой талант морского ОФИЦЕРА может к сожалению, а может и к счастью. 

Но с уверенностью могу сказать,что он достоин встать в один ряд с вышеперечисленными героями нашей РОДИНЫ. Геннадий Александрович (а для меня тов.комбриг) вы ушли на заслуженный отдых Царствие Вам Небесное.

Анонимный, 15 августа 2015 г., 00:54
Вы совершенно правы!

Анонимный, 15 августа 2015 г., 00:53
Мой отец контр-адмирал Трифонов Владилен Иванович знал Геннадия Александровича по службе в Севастополе. Соболезнования семье настоящего моряка, АДМИРАЛА! От семьи Трифонова В.И. его сын Андрей. г. Владивосток.

aleksandr8444, 6 мая 2016 г., 17:01
В 1994-1995 год служил срочную службу в г. Севастополь 115 комендатура УКЧФ водителем 1-го зам.кома Черноморского флота Сучкова Геннадия Александровича,этого года хватило понять каким должен быть офицер, умный, скромный, справедливый. 

Возможно всего не написал, извините, очень волнуюсь, если честно он ко мне относился как к сыну, когда его привозил домой, он часто приглашал к себе, а там приготовленные его женой блинчики с творогом, борщик, я даже забывал,что нахожусь на службе, часто ездили с проверками по частям без предупреждения, командовал не с кабинета, а именно на месте и это было эффективно, больше порядка стало, никто не знал куда он поедет, я сам узнавал перед самой поездкой.

Считаю, что мне очень повезло встретить на своем жизненном пути Адмирала Сучкова Геннадия Александровича, таких людей очень мало. Соболезнования семье, светлая память и Царствие вам Небесное Геннадий Александрович. Матрос Нагайченко Александр, Украина, г.Кременчуг.

Светлой памяти адмирала Геннадия Сучкова

Светлой памяти контр-адмирала Анатолия Самофала

Светлой памяти контр-адмирала Константина Амбарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий