11 августа 2015 г.

Харьковчане, участники восстания на броненосце "Потёмкин"

В этом году восстанию на броненосце "Потёмкин" исполнилось 110 лет. Харьковчане, как оказалось приняли самое активное участие в событиях на корабле Черноморского флота. 


Сначала ответим на вопросы: когда, где, каковы причины восстания, кто организовал и кто его возглавлял? Итоги? А уж потом порассуждаем о причастности к этому историческому, как никак, событию, названного вождём пролетариата «непобеждённой территорией республики», харьковчан, Харькова и Харьковской области в целом.

В разгар Первой русской революции (1905-1907 г.г.) 27 июня (14-го по ст.ст) 1905 года на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» началось первое массовое революционное восстание в Вооружённых силах царской России.

Незадолго до этого боевой корабль бросил якорь недалеко от Одессы, где проходила общая стачка рабочих. И это не могло не сказаться на настроениях личного состава — плоти от плоти доведённого до отчаяния народа. 

На день восстания команда состояла из 781 матроса, 15 офицеров, двух врачей и одного священника, хотя в штатном расписании значилось только 705 нижних чинов и 26 офицеров — на корабле находилось более семидесяти учеников кочегаров и машинистов. Более 38% команды (298 человек) были выходцами с Украины.


В 1926 году режиссёр Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН снял фильм «Броненосец «Потёмкин», ставший легендой советского и мирового кино и до сих пор считающийся «Лучшим фильмом всех времён и народов»! 

По версии сценария восстание произошло из-за некачественного мяса для борща, закупленного в одесском фирменном магазине Копылова. На самом деле это было лишь поводом для бунта.

Всё началось с фразы на украинском языке матроса Григория ВАКУЛЕНЧУКА (руководителя социал-демократической организации на корабле): «Та доки ж ми будемо рабами?». Он был смертельно ранен. 


Убив несколько офицеров и выбросив за борт раненого доктора, снявшего пробу и давшего разрешение на приём пищи, восставшие матросы-бунтовщики захватили корабль и избрали Судовую комиссию — коллективный орган по руководству восстанием, которую возглавил минно-машинный квартирмейстер, старшина 1 статьи Афанасий МАТЮШЕНКО.

На 11-ый день после случившегося броненосец прибыл в румынский порт Констанца, где и был интернирован. 9 июля 1905 года румынские власти передали один из мощнейших кораблей Черноморского флота прибывшей из России новой команде. Корабль был переименован и стал называться «Пантелеймон».

В течение первых двух лет многие потёмкинцы нелегально вернулись в Россию, но большинство из них оставалось за границей вплоть до февральской революции 1917 года. Под трибунал попало 173 человека. Вынесено несколько смертных приговоров. Казнили лишь одного: 2 ноября 1907 года в Севастополе был повешен лидер восстания А.Н.Матюшенко, вернувшийся нелегально и опознанный филёрами царской охранки.


Через 50 лет (в 1955 году) юбилей восстания на броненосце «Потёмкин» в бывшем Советском Союзе был отмечен на самом высоком государственном уровне. Все живые участники восстания Указом Президиума Верховного Совета СССР 20 июня были награждены: члены Судовой комиссии корабля Иван Акимович ЛЫЧЁВ и Илларион Павлович ШЕСТИДЕСЯТЫЙ орденом Красного Знамени и ещё 89 потёмкинцев — орденом Красной Звезды. В тот же день Совет Министров всем им назначил персональные пенсии союзного значения!

Столетний юбилей в 2005 году прошёл не просто скромно, а тихо и незаметно: развалился Союз народов, представители которого служили на легендарном корабле, разбежались по национальным квартирам... 

Что уж говорить про нынешний год, когда восстанию исполнилось 110 лет. Правда, я не допускаю и мысли, что об этом забыли в Одессе и Севастополе. А причём здесь Харьков? И почему в столице Слобожанщины, первой столице, как его ещё называют, Советской Украины есть и Площадь восстания с примыкающей к ней улицей «Броненосец «Потёмкин», и улица Матюшенко?


На эти вопросы в полной мере, во всяком случае для меня и членов морского ветеранского движения, отвечает подготовленное для третьего выпуска регионального Альманаха «Маринист» исследование, проведённое методистом, Отличником образования Украины, руководителем поисковой группы «Чайка» и Морского музея при Харьковском детско-юношеском клубе моряков, членом Всеукраинского Союза писателей-маринистов Л.К.КУДЛАЙ.

Оказывается, накануне 50-летнего юбилея восстания на «Потёмкине» Государственным архивом было спущено указание краевым и областным советам по составлению списка экипажа корабля для выяснения судеб героев-потёмкинцев. 

Представьте себе, самый обширный ответ в Москву пришёл из...сухопутного Харькова! В это время здесь проживали машинист Андрей Никифорович ЛОБОВ, минно-машинный квартирмейстер Николай Пантелеевич РЫЖИЙ, минёры Павел Прокофьевич ФЕСЕНКО и Яков Емельянович ГЛУЩЕНКО, матросы Иван Иванович СТАРЦЕВ и Ефим Степанович ШЕВЧЕНКО... 


60 лет назад 20 мая 1955 года (ровно за месяц до награждения) в Харьковском Доме офицеров состоялась впервые встреча бывших членов команды и штатного экипажа броненосца — собралось 11 человек и к ним пришла сестра руководителя восстания Фёкла Николаевна!

Оказывается, Афанасий Николаевич МАТЮШЕНКО родом из-под Харькова из ныне районного центра Дергачи, где ему поставлен памятник на месте бывшей хаты, где он родился 2 мая 1879 года. А до призыва на флот Афанасий работал смазчиком в Харьковском паровозном депо и грузчиком в Одесском порту.

В своём исследовании Людмила Константиновна указывает, что один из офицеров — поручик Иван Фёдорович НАЗАРОВ, гидравлический механик, который был призван на флот после окончания Технологического института в Харькове. Не менее интересен и тот факт, что «из нижних чинов — 27 человек родились в Харьковской губернии»!

Как только два года назад Людмиле Константиновне стало известно от краеведа В.Л.ЖУЛИДОВА о том, что по существу в центре города, на городском кладбище № 2 рядом с Аллеей погребённых Почётных граждан и Героев Советского Союза находится запущенная могила одного из потёмкинцев — матроса И.И.СТАРЦЕВА, Людмила Кудлай проинформировала об этом Педагогический совет Клуба юных моряков, руководителей двух организаций ветеранов-подводников и выступила на собрании Харьковского областного отделения писателей маринистов (ВСПМ).

Разумеется, подводники и юные моряки, кружковцы-поисковики провели очистку территории, покрасили ограду, обновили надпись. Ухаживать за могилой из числа родных, как оказалось, уже некому. А кто же он такой — Иван Иванович СТАРЦЕВ и какова его судьба?

Обнаруженные архивные документы говорят о том, что Иван из рода-племени ШИШКАРЁВЫХ и Старцевых-Шишкарёвых родился 6 января (по ст.ст.) 1882 года в станице Вешенской (!) Усть-Медведевского округа бывшей Донецкой области. Из 18 сыновей в семье родителей выжило только пятеро. В том числе и Иван, который в 1903 году был призван на Черноморский флот.

После шестимесячного обучения в 36-ом флотском экипаже и принятия военной присяги Иван Старцев в 1904 году назначается на броненосец «Князь Потёмкин-Таврический». Поскольку он имел специальность живописца (ольфрейщика), то его зачислили маляром корабля.

Есть свидетельства того, что именно матрос Старцев «распространял на корабле прокламации» и нарисовал чёрными буквами на белом полотне надпись: «Свобода, Равенство, Братство», которое и было поднято на мачте броненосца!

Есть и другие, не менее интересные факты: во-первых, в эмиграции в Румынии через него вёл переписку Афанасий МАТЮШЕНКО; во-вторых, нелегально вернувшись в Россию весной 1907 года через порт Рени на Дунае в Полтаву, здесь он встречался с известным тогда писателем-правозащитником В.Г.КОРОЛЕНКО. 

Заслуживают внимания и другие эпизоды жизни потёмкинца Ивана СТАРЦЕВА, когда он, например, через год после пребывания в Луганске оказался в Харькове, где был арестован 25 января 1914 года по делу анархистов-коммунистов Киева под именем А.С.ТАРАСЕНКО.

Его препроводили в Севастополь, где военно-морской суд матроса-маляра броненосца «Потёмкин» приговорил к 4-м годам тюрьмы. Он был этапирован через Полтаву и Вологду в Тотьму, там его и застала Февральская революция 1917 года. 

Старцев возвращается в Харьков, где вступает в Красную гвардию. Умер Иван Иванович СТАРЦЕВ, как высечено на надгробном камне из красного гранита с рисунком гвоздики, в 1956 году — через год после знаменитой встречи харьковчан-потёмкинцев. 

Скудные сведения? Да, безусловно. Но Людмила Константиновна считает, что это только начало кропотливого исследования судеб остальных потёмкинцев, родившихся или живших на Слобожанской земле.

В дни 110-й годовщины восстания на броненосном корабле я побывал вместе с Людмилой КУДЛАЙ на кладбище. Нами было решено, что после опубликования наших материалов мы предложим руководителям морских ветеранских и творческих организаций обратиться с письмом к руководителям местных органов самоуправления о взятии могилы на баланс города как одного из знаменитых харьковчан, подготовив полную биографическую справку.


Накануне Дня Военно-Морского флота я снова побывал на могиле потёмкинца — матроса Ивана Ивановича СТАРЦЕВА. И снова не один, а вместе с сослуживцем по Камчатке и Приморью, тихоокеанцем, капитаном I ранга Михаилом КЕДРОВЫМ, которого также заинтересовала необычная судьба моряка, харьковчанина-потёмкинца. и почтили его память живыми цветами и минутой молчания, хотя и не в полной мере одобряем действия отдельных членов экипажа в событиях более, чем столетней давности.

Кстати, изучая материалы о восстании на самом мощном и крупном корабле тогдашнего Черноморского флота, обнаружил много интересных фактов. Вот несколько из них: в момент восстания на броненосце проходили службу 14 ранее служивших матросов на Гвардейском крейсере «Варяг» - участников морского боя при Чемульпо. А как наказаны они, награждённые? 

И ещё один, немаловажный факт: из всех членов экипажа броненосца борщ с протухшим, якобы, мясом съел только один человек — ученик кочегара РЕЗЦОВ, так борщ ему показался «вкусным и жирным».

Владимир ПЕЛЕВИН

Комментариев нет:

Отправить комментарий