21 февраля 2013 г.

За сохранение уровня пенсионного обеспечения военнослужащих

В соответствии со ст.15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Конституцией РФ (ст.17 часть 1) признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 

Из Решения Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 г. № 01-1/2-08 следует, что в соответствии со ст.1 Соглашения от 15.05. 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР. 

В ст.1 Соглашения от 15.05.1992 г., кроме того, предусмотрено: "… при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР". 

Таким образом, Экономический Суд СНГ подтверждает, что в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства, - сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР. 

В Решении от 06.02.2009 г. № 01-1/2-08 Экономический Суд СНГ, исходя из положений ст.1 Соглашения от 15.05.1992 г., указал, что "для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством. 

Экономический Суд СНГ отмечает, что с учетом принципа сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза СССР, условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные национальным законодательством, не должны ухудшать правовое положение этой категории граждан по сравнению с условиями, установленными Законом СССР от 28.04.1990 г. № 1467-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих". 

Таким образом, из Решения Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 г. № 01-1/2-08 следует, что государства-участники должны руководствоваться принципом сохранения за военнослужащими уровня прав и льгот не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, и осуществлять исчисление пенсии за выслугу лет в порядке, равнозначном предусмотренному ст.46 Закона СССР от 28.04.1990 г. № 1467-1. 

Из вышеизложенного следует - поскольку исчисление пенсии входит в пенсионное обеспечение военнослужащих наряду с назначением пенсии, то для определения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок исчисления пенсии, установленные национальным законодательством. 

Статьей 46 Закона СССР от 28.04.1990 г. № 1467-1 было установлено, что пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. 

При этом для исчисления им пенсии учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР. 

Статья 46 данного Закона СССР по своему смыслу предусматривала, что денежное довольствие при исчислении пенсии учитывается в объеме (размере) 100%

В Решении Экономического Суда СНГ от 04.09.1996 г. № С-1/11-96 указывается: "Суд полагает, что Соглашение от 14.02.1992 г. и Соглашение от 15.05.1992 г. однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР

Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своём законодательстве права, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР". 

Данную позицию Экономический Суд СНГ подтвердил в своём Определении от 30 марта 2012 года № 01-1/1-12. 

До 01.01.2012 г. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, который был принят взамен действовавшего ранее Закона СССР от 28.04.1990 г. № 1467-I "О пенсионном обеспечении военнослужащих", сохранял преемственность его положений в части, касающейся условий, порядка назначения, норм исчисления назначаемых пенсий

Кроме того, такой же позиции придерживается и Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях (постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 г. № 13-П, от 24.05.2001 г. № 8-П, от 03.06.2004 г. № 11-П, от 15.06.2006 г. № 6-П, от 20 апреля 2010 г. N 9-П; определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. № 415-О, от 27.06.2005 г. № 231-О, от 01.12.2005 г. № 428-О.

А решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07. 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). 

То есть, в отношении пенсионеров Министерства обороны РФ, МВД РФ и приравненных к ним лиц, которые приобрели статус пенсионера до 01.01.2012 г. (до введения Федерального закона РФ от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ и Федерального закона РФ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ), не могут быть применены нормы законов, касающиеся условий, порядка назначения, норм исчисления вновь назначаемых пенсий, вступивших в действие после 01.01.2012 г. 

Федеральный закон РФ от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ противоречит международным Соглашениям от 14.02.1992 г. и от 15.05.1992 г. между государствами-участниками СНГ, Решениям Экономического Суда СНГ от 30 марта 2012 года № 01-1/1-12 в области социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, а также порядка пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, которые приобрели статус пенсионера до 01.01.2012 г.

Предлагается отменить для военных пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц, получивших статус пенсионера до 01.01.2012 г., порядок исчисления пенсии, установленный Федеральным законом РФ от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ. 

Производить исчисление пенсии указанным категориям в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, применяемой до введения в действие Федерального закона РФ от 08.11. 2011 г. № 309–ФЗ. 

При этом исчислять процентную надбавку за выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей".

3 комментария:

  1. Старший мичман ВМФ уволен по выслуге лет в 1987 году. Есть ли межгосударственное соглашение о взаимосвязи размера пенсии с размером современного оклада старшего мичмана ВМФ России?

    ОтветитьУдалить
  2. ДА ! Если гражданин РФ , то пенсия будет пересчитана исходя из новых должностных окладов по воинской должности и воинскому званию, но если гражданин иного государства, то пенсия соответственно выплачивается иная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А например работники ВОХР - военизированной охраны железной дороги почти военные, несут исправно караульную службу и сопровождают грузы, а вот пенсии у ВОХР гражданские обычные, а не военные и до сих пор вопрос не поднят.

      Удалить