13 сентября 2012 г.

Старшина 2-й статьи Сергей Чаговец с подводной лодки С-54.


Открытое письмо ветерану труда Ивану Пивовару. 

С 3 по 8 августа с.г. я находился в городах Белгород и Строитель по случаю 69-ой годовщины освобождения столицы Белогорья и Яковлевского района от немецко-фашистских захватчиков.

Вот почему с материалами уважаемой мною Харьковской областной газеты «Слово ветерана» за 4 августа № 31 (2048) я ознакомился неделю спустя после её выхода и был одновременно удивлён и обрадован.

Рядом с материалом за моей подписью «Давняя традиция» в рубрике «Читатель – газета – читатель» главный редактор П.З.Гулаков разместил письмо ветерана труда, члена ветеранской организации пос. Андреевка Балаклейского района Харьковской области Ивана Пивовара.

Уж не тот ли это моряк-тихоокеанец и «Отличник народного образования СССР», с которым я познакомился в ХНГУ на торжествах по случаю 25-летия Областного Совета ветеранов?

В письме под заголовком «Морская история» он взволнованно пишет о том, насколько скупы сведения о двоюродном брате жены Сергее, чья фотография хранится в районном музее в Балаклее с надписью: «Чаговец С.Г. Старшина 2-й статьи с подводной лодки С-52».


Прочитав несколько лет назад, опять-таки за моей подписью, список подводников - уроженцев Харькова и Харьковской области, погибших в годы Великой Отечественной войны, читатели из Балаклеи и Андреевки были озадачены тем, что их земляк значится погибшим в составе экипажа подводной лодки С-54.

Так ли это? 

И недолго думая, послали запрос в Центральный военно-морской архив в Гатчину. 

Автор письма Иван Пивовар сообщает, что в ответе из архива сказано: «…командир отделения трюмных подводной лодки С-52 старшина 2-й статьи Чаговец Сергей Григорьевич награждён орденом Красной Звезды, погиб в море при выполнении боевых заданий 1 апреля 1944 года». 

Жители Андреевки, включая и сына погибшего подводника Дмитрия Чаговца, естественно, хотели бы «побольше узнать о своём земляке, разобраться, на какой же подводной лодке он погиб, защищая Родину», и выразили уверенность, что я им помогу в этом, хотя автором письма уже получен ответ из названного выше архива. 

Спасибо, как говорится, за доверие.

При такой постановке вопроса я просто был обязан провести дополнительное журналистское расследование, поскольку приведённый текст ответа из архива меня, прямо скажу, не устраивает. 

Он лишь подтверждает, что С.Г.Чаговец достойно защищал нашу Родину – иначе рядового члена экипажа не наградили бы престижным в те годы орденом Красной Звезды, которым по статусу награждают офицеров. 

Видимо, в годы войны подводники были исключением. 

А теперь по существу возникших вопросов и сомнений. 

Во-первых, С.Г.Чаговец не мог воевать и тем более погибнуть на ПЛ С-52. 

Эта «эска» была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде 29 апреля 1937 года, по секциям была перевезена во Владивосток на Дальзавод, где 30 августа 1940 года спущена на воду, а окончательное её строительство завершилось только 27 июня 1943 года. 

В боевых действиях С-52 не участвовала.

После войны в составе нескольких подводных лодок С-52 была передана военно-морским силам Китая, где и была в 1970 году расформирована и выведена из строя. 

Так что С-52 никоим образом не могла погибнуть ни на одном из флотов 1 апреля 1944 года (на Дальнем Востоке подводники Тихоокеанского флота воевали с империалистической Японией лишь в августе-сентябре 1945 года).

Во-вторых, достаточно первоисточников, в том числе Книг памяти подводников, погибших в годы Великой Отечественной войне, справочных изданий, мемуаров и военно-морских исторических исследований, чтобы однозначно ответить. 

Старшина 2-й статьи командир отделения трюмных Чаговец Сергей Григорьевич, родившийся в 1917 году (95 лет тому назад) в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области, был участником межфлотского перехода из Владивостока дивизиона подводных лодок проекта ДПЛ «С» («средняя», «Сталинец») серии IX-бис в составе С-51, С-54, С-55 и С-56 с Тихоокеанского на Северный флот на дизельной подводной лодке С-54 (командир капитан-лейтенант Д.К.Братишко). 

В первых числах октября исполняется 70 лет со времени начала в 1942 году этого героического боевого перехода во главе с командиром дивизиона Героем Советского Союза капитаном I ранга А.В.Трипольским. 


Советскими подводниками-тихоокеанцами было пройдено около 17 тысяч миль в районах активных боевых действий подводных лодок немецкого и японского флотов, о чём свидетельствует потопление у берегов Америки одной из двух ранее вышедших на Северный флот из Петропавловска-Камчатского подводных лодок другого проекта – ПЛ Л-16. 


Пройдя в сложных погодных условиях значительную часть пути по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Гренландское, Северное, Норвежское и Баренцево Северного Ледовитого океана, экипажи подводных лодок сразу же включились в боевую деятельность североморцев.

В-третьих, подводная лодка С-54 была у командования ВМФ на особом счету. 

Будучи головной в серии «С» IX-бис, она дольше всех задержалась в Англии. 

По какой причине? 

Для установки новых аккумуляторных батарей, систем гидроакустики и радиолокации. 

Только в середине мая для испытаний установленной аппаратуры ПЛ вышла из дока в Портсмуте в море, а затем, обогнув Англию с Запада, 31 мая 1943 года взяла курс к родным, но уже к северным берегам в Полярный. 

Так что С-54 пришла на Северный флот последней из тихоокеанской группы подводных лодок. 

К этому времени уже успешно побывала в боевом походе С-51 и по два раза С-55 и С-56. 

Экипажу подводной лодки через 8 месяцев после выхода из Владивостока дали всего 20 дней на отдых и подготовку к первому на Севере боевому походу! 

За ПЛ С-54 в 1943-1944 годах числится пять боевых походов. 

Данные о нанесённом противнику уроне – отсутствуют. 

Из последнего похода, который был запланирован на 5 марта – 1 апреля 1944 года, подводная лодка С-54 не вернулась на базу.



Передо мною карта с координатами предполагаемых мест гибели подводных лодок Северного флота. 


Под №21 значится С-54: побережье Норвегии, полуостров Варангер, район Сюльте-фьорда. 

Указанных координат, вроде, никто и не оспаривает. 

А что же случилось с подводной лодкой и когда? 

На мой взгляд, после изучения доступных мне данных, достоверной даты гибели подводной лодки – нет: чаще всего называют 11 марта, 1 апреля или пишут «в середине марта».

Почему именно «11 марта»? 

Появилась версия, что накануне, 10 марта, подводная лодка вела бой с кораблями противника. 

И когда выясняют причину гибели ПЛ С-54, то предполагают возможность не только подрыва на мине (чаще всего), но и повреждения от разрыва глубинных бомб, таран корабля противника. 

Привожу печальные, но интересные данные: в боевых действиях против фашистской Германии принимали участие 170 подводных лодок. 

Погибла 81 лодка, из них 39 подорвались на минах.

В-четвёртых, служил ли Сергей Чаговец на подводной лодке С-52?

Возможно, он был в составе экипажа строящейся ПЛ С-52 и взят в экипаж С-54 на поход как высококлассный специалист, но для этого надо знать, когда призван на флот С.Г.Чаговец, каким годом датируются фотографии в музее, не сохранились ли письма из Владивостока? 

Мне повезло найти свидетельства того, как командир подводной лодки, члены экипажа высоко ценили моральные и деловые качества Сергея.

Представьте себе, гибнет подводная лодка со всем экипажем. 

Проходят годы, и вдруг появляется человек, который заявляет, что он из погибшего экипажа – и тогда все хватаются за голову: как, почему, откуда? 

Не верите? 

А у меня таких случаев зарегистрировано уже несколько. 


Так вот, оказывается, подводная лодка С-54 по каким-то причинам вышла в последний боевой поход вне плана, досрочно, и находившийся в отпуске по поощрению (и такое бывало в годы войны!) в городе Димитров под Москвой матрос Анатолий Стребыкин (на фото) на выход родного подводного корабля в море не успел. 


Как он сумел пережить гибель своих боевых товарищей, остаётся только догадываться.

Скончался Стребыкин в 1974 году, оставил он после себя записи, которыми заинтересовался один из его родственников, подготовил их к печати и опубликовал несколько лет назад. 

Речь в них идёт о переходе ПЛ С-54 с Тихоокеанского на Северный флот, о трудных буднях под палящим солнцем в тропиках и в условиях холодных штормов – ценнейший материал для любого подводника, в том числе и для родственников Сергея Чаговца. 

В опубликованной рукописи "Тропиками на Северный флот" несколько раз упоминается имя Сергея Чаговца по вполне конкретным поводам. 

В одном из эпизодов рассказывается, как экипажи подводных лодок отмечали во время стоянки в Сан-Франциско 25-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7-8 ноября 1942 года.

Было собрание с докладом командира и хоровым исполнением экипажа Гимна СССР, концерт матросской самодеятельности, встречи с эмигрантами, которые сначала смотрели на советских людей с ненавистью и отвращением в глазах, а затем провожали подводные лодки на Родину аплодисментами. 


«8 ноября приехал на ПЛ С-54 профессор Калифорнийского университета господин Кавун (!), - читаю я рассказ живого участника чуть ли не кругосветного похода дизельной субмарины, - с просьбой направить к нему группу матросов. 

Командир разрешил. 

И вот матросы Морозов, Стребыкин и Чаговец поехали на окраину Сан-Франциско в дом профессора.

Его жена при встрече с моряками разрыдалась. 

А когда Сергей Чаговец заговорил с ней на украинском языке, старушка схватилась за сердце и запричитала: «Дивись, диду, земляк наш, скильки рокив не бачила человека из ридного края, не памятаю».

Затем темпераментная украинка набросилась на мужа: «Ну, что ты всё топчешься, успокаиваешь меня! 

Завёз меня на край света, теперь и помирать здесь придётся. Спасибо этим ребятам – привезли привет с моей Родины. Дай мне поплакать!». 

А вот эпизод о профессиональных качествах Сергея: «В бухте Лимон (Панама) на военно-морской базе США Коко-Соло решили самостоятельно без постановки в док (колоссальную сумму запросили!) произвести серьёзный ремонт Коломенским дизелям и при этом притирка клапанов цилиндров должна проводиться под давлением в цистерне. 

Эту работу поручили матросам Рощину, Стребыкину и Чаговцу. 

И они справились с задачей. 

Американцы так и не поверили, что такую работу (при повышенном давлении, вниз головой, с фонарём в одной руке, при сильном запахе краски и гнили) можно провести не в условиях дока». 

Уж не за эту ли работу Сергей Чаговец награждён орденом Красной Звезды? 

Уважаемый Иван Пивовар! 

На этом я не завершаю своё журналистское расследование. 

Мне, безусловно, надо побывать вместе с вами в районном музее и у сына Сергея Григорьевича Чаговца, с помощью поисковиков из местной школы и членов вашей ветеранской организации выявить всех, кто ещё может помнить о Сергее Чаговце. 

И это ещё не всё. 

Предлагаю вам вместе с сыном, если позволяет его и ваше здоровье, посетить Морской музей при Харьковском детско-юношеском клубе моряков, где имеется и карта Мирового океана с координатами гибели советских подводных лодок, и воспоминания участников боевых действий на Севере. 

Более того, мы просто обязаны встретиться с живым участником того исторического перехода подводных лодок, о котором идёт речь выше, кавалером ордена "Красная звезда" и медали " За отвагу", участником Парада Победы 24.06.1945 года, автором воспоминаний «Тихоокеанцы на Севере» А.Н.Лавановым. 

Вам знакома эта фамилия? 

Несмотря на свой уважаемый возраст (17 марта исполнился только 91 год!), Алексей Николаевич – старший краснофлотец, специалист электро-механической боевой части подводной лодки С-51 в настоящее время ведёт активный образ жизни.

Член редколлегии областной газеты «Слово ветерана» и член пресс-центра при Областном Совете ветеранов.

Лучший пропагандист морских боевых традиций Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича – легендарного подводника-североморца, харьковчанина.

У Алексея Николаевича Лаванова острый глаз и не менее острая память: а вдруг, глядя на фотографию Сергея Чаговца, он его вспомнит? 

Сергей старше Алексея на четыре года, а младшие лучше запоминают лица старших по возрасту, чем себе равных. 

Верится, что они общались и во Владивостоке перед выходом в длительный и опасный поход по морям и океанам, и на переходе в местах общих стоянок, и в Полярном на Севере.

Вот это была бы наша общая удача! 

Для согласования наших действий не помешает и наша личная встреча в редакции газеты «Слово ветерана». 

Мои реквизиты в редакции известны. 

Слово за вами. 

Журналистское расследование продолжается… 

Приглашаю в нём принять участие всех, кто владеет информацией по существу поднятых в данном письме вопросов. 

С глубоким уважением,

Председатель творческого объединения «Маринист», пресс-секретарь организации ветеранов-подводников Харьковской области журналист Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга в отставке.

ГДЕ-ТО НА ТОЙ ВОЙНЕ… Киноповесть о ПЛ С-54.

12 комментариев:

  1. Господин Пелевин. Прочитал с интересом киноповесть Где-то на той войне о ПЛ С-54. К сожалению один из ее героев никак не мог принимать участие в описываемых событиях. Это мой дед, Сергеев Василий Константинович, командир БЧ-2/3 ПЛ С-101, случайно оказавшийся на ПЛ С-54 в ее последнем походе в марте 1944, заменив заболевшего сослуживца. Прошу вас исправить это досадное недоразумение, так как мой дед занимает в этой повести место человека, который реально принимал участие в этом походе. Это серьезная ошибка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей добрый день. У меня на этой ПЛ С-54 служил дядя. Как бы мне связаться с Вами. Мой телефон:89030091315.
      С Уважением Рощин Евгений.

      Удалить
  2. Уважаемый внук старшего лейтенанта Василия Сергеева! К сожалению я не могу исполнить Вашу просьбу, так как не я являюсь автором киноповести "Где-то на той войне", а Владимир Любицкий. Повесть опубликована в «Роман-журнал XXI век», №3 в 2011 году. Предлагаю Вам написать открытое письмо Владимиру Любицкому, которое будет опубликовано на блоге. Возможно у Вас в семье сохранились фотографии, письма, фотографии деда. В память о нём, о экипажах ПЛ С-54 и С-101 возможна их публикация на данном блоге. С уважением, ПЕЛЕВИН Владимир Александрович

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый господин Пелевин здравствуйте! Расскажите, если есть возможность как с вами можно связаться. Дело в том, что мой дядя РОЩИН Николай Алексеевич (он по списку под №47) служил на ПЛ С-54. Хотелось бы как можно больше узнать об этой героической лодке. С Уважение Рощин Евгений.

      Удалить
    2. Да, у меня сохранилось два фото моего деда, еще с Владивостока.

      Удалить
    3. Мой телефон для связи:89030091315 Рощин Евгений.

      Удалить
    4. Евгений, посмотрите тут https://fotki.yandex.ru/users/maslopoop/album/201173/

      Удалить
    5. Из экипажа С-54 уцелел не только Анатолий Георгиевич Стребыкин .. вот список подводников, участников перехода и походов на "эске":

      Бурлаченко Виктор Сергеевич старший моторист краснофлотец (4 пхда)
      Варламов Виктор Порфирьевич командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга, с постройки, ушел помощником флагманского механика КОУ БО СФ
      Воротников Владимир Константинович радист старший краснофлотец (пришел на 1 пхд с С-17)
      Лопухов Сергей Семенович командир БЧ-2-3 лейтенант
      Майоров Николай Андреевич, 1920 г.р., лейтенант, командир БЧ-3, ушел на В-3 и погиб на переходе в Англию при торпедировании транспорта
      Нуждин Юрий Федорович переводчик на переходе гвардии ст. краснофлотец, позднее рулевой МО-434
      Стребыкин Анатолий Георгиевич старший трюмный старший краснофлотец (2 пхда, ушел на С-15 - 4 пхда)
      Шаповалов Виктор Николаевич замполит капитан-лейтенант

      Удалить
  3. А кто все-таки был командиром БЧ 2/3 в походе с Дальнего Востока в Мурманск?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На переходе командиром БЧ-2-3 был лейтенант Лопухов Сергей Семенович, участник 3-х боевых походов на "эске", 2 сентября 1943г.ушел дублёром див. минёра 2-го ДПЛ, совершил еще 1 поход..
      если интересна С-54 посмотрите https://fotki.yandex.ru/users/maslopoop/album/201173/

      Удалить
  4. Сын Стребыкина А.Г. живет в Керчи и рассказал мне что его отец опубликовал мемуары еще при жизни. У кого-то есть почитать?

    ОтветитьУдалить
  5. Бурлаченко Виктор Сергеевич, мой дедушка. Действительно он выжил, так как находился в госпитале в тот момент. Он всегда вспоминал про экипаж и очень переживал за всех погибших. Он умер в 2011 году.

    ОтветитьУдалить