24 декабря 2011 г.

75 лет назад крейсер "Canarias" потопил теплоход "Комсомол"

75 лет назад крейсер франкистов "Canarias" потопил советский теплоход "Комсомол". Одесской организацией Всеукраинского союза писателей-маринистов был организован тематический вечер среди школьников, посвященный событиям декабря 1936 года и экипажу черноморского теплохода «Комсомол».


5 декабря 1936 года приписанный к Одесскому порту теплоход «Комсомол» вышел из Поти в бельгийский порт Гент с грузом марганцевой руды, адресованной для фирмы «Провиданс» на борту.

Теплоход страны моей любимой
Вёз руду к бельгийским берегам.
Мирно шёл он Средиземным морем
По широким медленным волнам.

Накануне экипаж доставил 50 танков в Картахену в помощь республиканской Испании. Чувство опасности не покидало моряков. Они знали, что рейсы судов в республиканскую Испанию вызывают лютую ненависть у франкистов.

Вечером 13 декабря 1936 года к теплоходу «Комсомол» приблизился военный корабль, не имевший опознавательных знаков. Запросив о том, какой груз везет судно и куда следует, он удалился.

Дышит зноем синяя пустыня,
Тишина, куда ни погляди.
Только вдруг под вымпелом фашистским
Появился крейсер позади.


14 декабря к судну подошел крейсер «Canarias» (на фото) и нагло потребовал: «Остановить машину! Покинуть судно!».

El Canarias (C-21) fue un crucero pesado de la marina de guerra española

Теплоход застопорил ход.
Поднявшись на судно, молодчики во главе с офицером вели себя бесцеремонно.

Они конфисковали все судовые документы и паспорта моряков и перед тем, как покинуть судно, заявили капитану Г. А. Мезенцеву, что через несколько минут теплоход будет расстрелян.

С тяжелым чувством 36 советских моряков, среди которых были две женщины, покидали теплоход. Пираты хотели вызвать панику среди экипажа, унизить безоружных советских людей. Однако они просчитались. Моряки организованно погрузились в шлюпку, взяли компас, карты, теплые вещи и продукты питания.

Отойдя от борта теплохода, шлюпка направилась в открытое море. Но отпускать свидетелей своего вероломства фашисты не собирались. Вслед шлюпке последовала пулеметная очередь. Взвился сигнал: «Прибыть на крейсер!». Это был плен...
А с крейсера открыли огонь по советскому судну.

Загремели залпы роковые,
Зашумела яростью вода.
Теплоход, простреленный пиратом,
Погрузился в море навсегда.

Каждый выстрел щемящей болью отзывался в сердцах моряков. На их глазах погибал родной теплоход, а сами они стояли под дулами винтовок.

С ним ли ты, товарищ мой?
Весточку подай.
О тебе скорбит душой
Весь Советский край.

Не сразу Родина узнала об этом разбойном нападении. Только 20 декабря 1936 года ТАСС сообщило: «Пиратский крейсер испанских фашистов 14 декабря сего года поджег и потопил судно «Комсомол». Окончательная судьба команды выясняется».

На земле, в морях и океанах
Будет день, мы верою полны.
Мы пройдём победным ураганом
И рассеем призраки войны!
За тебя, товарищ мой,
За советский флаг
Враг ответит головой
В будущих боях!

Моряков ждали нелегкие испытания. Восемь суток находились они в стальных казематах крейсера. Затем их доставили в мрачную, построенную еще в средние века тюрьму Пуэрто де Санта-Мария. Франкисты стремились запугать советских людей, сломить их волю. В ход пошли угрозы, избиения, бесконечные допросы.

Не раз моряков выводили во двор тюрьмы и инсценировали расстрел. Но все попытки врага были тщетными. Советские моряки и здесь, в тюрьме, за тысячи километров от родной земли, чувствовали себя гражданами своей великой Отчизны.

На допросах вели себя стойко, держались с достоинством. Не довелось мучителям услышать жалоб и просьб о пощаде. Чтобы чем-то заняться и отвлечься, моряки по нескольку раз в день убирали свои камеры, чинили порванную одежду.

Позднее они научились «переговариваться» через тюремные стены с помощью азбуки Морзе. Сообщали друг другу новости, поздравляли с памятными датами в жизни Родины.

В апреле 1937 года Итальянское посольство в Москве официально уведомило, что экипаж «Комсомола» интернирован и находится на территории, контролируемой войсками Франко.

В результате длительных переговоров, с помощью Международного Красного Креста, удалось добиться освобождения моряков. В октябре 1937 года на Родину вернулись 11 моряков во главе с капитаном Г. А. Мезенцевым. Через месяц — еще 18 членов экипажа, которые успели побывать и в гестаповских застенках. Остававшиеся 7 моряков были освобождены через два года и восемь месяцев.

Родина высоко оценила мужество и героизм экипажа «Комсомола». Орденами и медалями были награждены капитан Георгий Афанасьевич Мезенцев, помполит Август Михайлович Кульберг, старший механик Ф. В. Дрен, моторист В. Ф. Васильев, матрос И. П. Гайдаенко и другие моряки.

Возвратясь на Родину, моряки с «Комсомола» снова участвовали в ответственных рейсах. Трое из них — Василий Фомин, Владимир Подгорецкий и Василий Титаренко — сражались в составе прославленной 12-й интернациональной бригады, защищали Мадрид. Бывшие узники фашистских застенков активно включились в трудовой ритм Родины.


Одесская организация Всеукраинского союза писателей-маринистов провела тематический вечер среди учеников 11-Б класса одесской средней школы № 43, посвященный событиям декабря 1936 года и экипажу теплохода «Комсомол».


Об этом «боевом эпизоде», о колоссальном напряжении силы духа и воли советских моряков, рассказали наши одесские коллеги, писатели-маринисты «Пальмиры Черного моря» - Александр Калиниченко и Григорий Мокряк.


В этот же день в ВУЗах Одессы - Одесском национальном университете им. И.И.Мечникова, Одесском национальном педагогическом университете им. Ушинского, Одесском национальном морском университете, Одесской национальной морской академии, морском колледже имени А.И.Маринеско, институте последипломной подготовки специалистов морского транспорта были распространены плакаты, посвященные данной тематике. Такие же плакаты были наклеены на улицах Одессы.

С зажженной свечой одесские маринисты прошли от мемориальной доски И.П. Гайдаенко к памятнику погибшим судам Черноморского Морского пароходства. У доски и памятника были возложены цветы. Писатель-маринист Бегунович Валерий Андреевич передал в библиотеку имени И.П. Гайдаенко сборник одесских маринистов «Помнишь ли Ты?...»

От Совета Всеукраинского союза писателей-маринистов (ВСПМ)

Мы, тоже отвечая на вопрос «Помнишь ли Ты?...», говорим – помним!
Да. Мы помним о подвиге ребят с «Комсомола».
Мы помним ребят с танкера «Туапсе». А вы помните?


На рассвете 23 июня 1954-го года в нейтральных водах Южно-Китайского моря путь советскому танкеру «Туапсе» (порт приписки - Одесса), доставлявшему в Шанхай (КНР) более десятка тысяч тонн керосина, преградил путь эсминец Китайской Республики (Тайвань).

Эсминец приказал застопорить ход, однако советское судно продолжало следовать прежним курсом. Тогда эсминец произвел три выстрела, снаряд разорвался недалеко от носа танкера, и капитан танкера был вынужден остановиться. На танкер был высажен вооруженный десант.

Оказавших сопротивление членов экипажа избили и связали. Танкер вместе с командой был доставлен в тайваньский порт Гаосюн. Советских моряков разделили на три группы по 16 человек, поместили под стражу и подвергли допросам.


А спустя четыре года, в 1958-м киностудией им. Александра Довженко, был снят замечательный фильм «ЧП – Чрезвычайное происшествие», ставший лидером кинопроката 1959-го в СССР.

В 1954 году танкер «Полтава» (по сюжету фильма), следовавший с керосином в Китай, был захвачен чайканшистами. При этом моторист Виктор Райский случайно убил одного из солдат.

Танкер с экипажем был доставлен на Тайвань, где всех стали уговаривать добровольно перейти на сторону «подлинной свободы и демократии», обращаясь исключительно хорошо: поселили на роскошной вилле, поили, кормили. Когда уговоры не подействовали, в ход пустили совсем другие меры: концлагерь, лишения. Далее были героические приключения.

Одни вернулись на Родину через несколько месяцев, другие только через годы, а некоторые не вернулись вовсе. Рассказ ведется от лица первого помощника капитана по воспитательной работе в исполнении Михаила Кузнецова.

2 комментария:

  1. Уважаемый г-н Пелевин.
    Нет ли возможности уточнить был ли среди членов экипажа Давид Басс. Это мой родственник и считается, что он погиб вместе с судном, но по вашим данным все вернулись
    Мой мэйл ivankuzm@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый Владимир Александрович! В какие годы Вы были в камрани? Я там был в первом составе ПМТО начальником группы радиосветотехнического обеспечения полётов Ту-95 и Ту-142 с июня 1980 по ноябрь 1981 года. Недавно написал свои воспоминания о Вьетнаме. А по "Канариасу" вопрос: кто его потопил? В Оренбургском ВВАУЛ на занятиях по бомбометанию преподаватели-фронтовики приводили пример единственного в мировой практике случая потопления большого военного корабля одной-единственной авиабомбой - попаданием в трубу крейсера "Канариас". Сейчас работаю над статьей "Драма Героя Советского Союза № 69 генерала авиации В.И. Шевченко", "испанца", летавшего там на самолётах "СБ", моего земляка, отсидевшего после войны в лагерях до смерти Сталина. Вот и хотелось бы уточнить, а кто же именно потопил сей ненавистный крейсер?
    alfetar@yandex.ru

    ОтветитьУдалить