11 июля 2010 г.

Russian submarine К-403 (Project 09780 "Akson-2"). Kazan, Tatarstan. (July 8, 2010)

Опубликовано: 08.07.2010 17:53
Хамит Абдуллазянов: «Казань» - счастливый корабль»

(KZN.RU, 8 июля, Екатерина Андреева).

Сегодня в столицу Татарстана из Северодвинска прибыла рулевая рубка знаменитой подводной лодки «Казань». Планируется, что ко Дню Военно-морского флота, 25 июля, в казанском парке Победы появится памятник этой субмарине, который станет местом встреч татарстанских моряков.

Об истории АПЛ, связанных с ней событиях и собственной судьбе в интервью корреспонденту KZN.RU рассказал капитан второго ранга в отставке, заместитель командира именно этой АПЛ «Казань», а ныне заместитель председателя Морского собрания Республики Татарстан Хамит Абдуллазянов.

- Хамит Маннафович, расскажите, какой была ваша первая встреча с «Казанью».

- На этом корабле я первый раз ходил в море в 1984 году, как прикомандированный на переходе из Северодвинска в Гаджиево (Гаджиево – город в Мурманской области, где расположена военно-морская база Северного флота России). А потом меня судьба еще раз столкнула с этим кораблем: в 1991 году я был назначен на АПЛ. Так до выхода на пенсию – до 2002 года – я служил на этом корабле. Прошел путь от командира группы до заместителя командира.


- Подлодка долго была безымянной…

- В 1997 году мне посчастливилось обратиться к Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву с просьбой о том, чтобы нашей подводной лодке К-403 было присвоено имя «Казань». И приказом главнокомандующего ВМФ РФ 30 июля 1997 года подводной лодке К-403 АКСОН (акустический корабль специального назначения) было присвоено имя столицы республики. С этого момента на лодке проходили службу только призывники из Татарстана и Казани.

- Сколько прослужила «Казань» российскому флоту?

- Лодка построена в 1971 году. Как «Казань» она выходила в море с 1997 по 2002 год. Наша лодка прослужила ВМФ России 34 года. А вообще средний срок службы подводной лодки 25 лет. «Казань» была способна прослужить еще, хотя глубину погружения уже ограничивали. 

В самом начале она была лодкой стратегического назначения с 16 боевыми ракетами на борту, а затем в 1980-м году ее перевели в разряд лодок специального назначения: мы испытывали акустические системы, которые устанавливаются на новейшие корабли. Из-за недостатка финансирования корабль был выведен из состава ВМФ и в 2004 году поставлен в док-камеру ЦС «Звездочка» на утилизацию. Процесс утилизации закончился в прошлом году.

- Как возникла идея создать в Казани памятник подлодке?

- У меня всегда была мечта увековечить память атомной подводной лодки «Казань». После того как я вышел в отставку, я вступил в ряды Морского собрания Республики Татарстан. На одном из наших заседаний мы приняли решение обратиться к Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву с просьбой о создании памятника подлодке. Тот в свою очередь дал поручение Премьер-министру республики (тогда эту должность занимал ныне действующий Президент Рустам Минниханов). 

При их содействии были найдены средства (спонсорами выступили несколько крупных предприятий Республики Татарстан – прим.автора). Надеюсь, что моя мечта окончательно осуществится 25 июля, когда откроется памятник.

- Хамит Маннафович, вы ждете гостей на это торжество?

- Конечно! Будут более 40 ребят из Казани, которые служили на этой подводной лодке, офицеры, мичманы. Некоторые из них живут в Казани, кто-то приедет из Санкт-Петербурга или Москвы. Мне уже сейчас поступает много звонков с вопросом: когда будет открытие? И просят: обязательно пригласите нас. Я обязательно постараюсь пригласить всех, кто служил на этом корабле. Кстати, на памятнике будут запечатлены имена всех матросов и офицеров, которые служили на «Казани» – выходцев из Республики Татарстан.

- Отличное место для встреч сослуживцев…

- Это будет наше место сбора. До этого мы всегда собирались на Арском кладбище, около памятнику Галлеру. 

(Галлер Лев Михайлович, (1883—1950), адмирал (1940). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1932-1936 годах - командующий Балтийским флотом, с 1938-го - начальник Главного морского штаба, в 1940-1947 г.г. - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению. Репрессирован, погиб в лагере ГУЛАГа – прим.автора).

Возле нового памятника мы будем встречаться и в День моряка-подводника, и в День Военно-морского флота, и 9 мая. Думаю, что внутри мы создадим небольшой музей. Экспонаты у нас уже есть.

- Например?

- В прошлом году 24 июля, когда в Северодвинске закладывали новую АПЛ «Казань» (многоцелевая АПЛ проекта «Ясень-М» «Казань», которая пришла на смену утилизованной), мой экипаж подарил мне рынду (судовой колокол) от нашей родной «Казани».

Я очень удивился: прошло несколько лет, как лодка выведена из состава, а боцман все-таки сохранил рынду. В нашем понимании, рында – это такой же знак, как флаг корабля. Это знаковая вещь для подводной лодки, для подводного корабля.

- Как будет выглядеть памятник, который расположится в парке Победы?

- Экспозиция будет представлять собой постамент, где расположится рубка, а также торпеды и мины, которые будут доставлены из воинской части Зеленодольска. Рубку покрасят, отреставрируют, заменят резину, поставят рули, выдвижные устройства. Сейчас она пока в разобранном виде для удобства транспортировки. Покрытие, как и положено военному кораблю, будет в черном лаке.

- Что лично для вас означает сегодняшнее событие?

- Я очень рад, что подводная лодка пришла сюда, пусть какая-то ее частица. Это значит, что корабль продолжает свою жизнь. Думаю, не одно поколение будет смотреть на эту подводную лодку и проникаться гордостью за наш военно-морской флот.

- Памятники подлодкам есть и в других городах России…

- Да, рулевая рубка подводной лодки легендарного Александра Маринеску до сих пор стоит в Санкт-Петербурге. (Маринеску Александр Иванович (1913—1963), моряк-подводник, капитан 3-го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно).

В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С-13» (1943—1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 германский суперлайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту свыше 5 тыс. солдат и офицеров, в том числе ок. 1300 подводников, и 10 февраля — вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» (свыше 3 тыс. солдат и офицеров)). 

А на Поклонной горе в Москве также стоят рубки подводных лодок времен Великой Отечественной войны. Это великая память о Великой Победе.

- И в завершение нашего разговора, Хамит Маннафович, у подводников есть особые приметы. Были ли они, и соблюдались ли на АПЛ «Казань»?

- Приметы действительно есть (собеседник KZN.RU улыбается). Например, ни один подводник не испытывает желания выходить в море в понедельник. Лучше в воскресенье вечером, где-то 23 часа или во вторник. Любой командир любыми способами будет стремиться выйти в море в иной день. И у каждого командира, и у каждого корабля свои собственные приметы. Тот же самый Маринеску, идя в торпедную атаку, надевал одну и ту же шапку на удачу. 

У нашей «Казани» тоже был свой талисман – мичман Александр Николаевич Кувалдин. Рыжий такой, здоровый. Старшина спецтрюмных (обслуживают ядерный реактор). Командир всегда говорил: пока мичман будет служить на корабле, с нашей подлодкой ничего не произойдет. Так и было. Ни один человек на этой лодке не погиб. Единственный случай был при переходе из Гаджиево в Северодвинск, когда случился взрыв аккумуляторной ямы. При этом ЧП люди пострадали, но остались живы. «Казань» – счастливый корабль.

Для справки.

АПЛ К-403 первоначально проекта 667А «Навага» построена на «Севмаше» и передана Северному флоту в 1971 году.

Yankee I (Project 667A): The baseline configuration, these were ballistic missile submarines that first saw service in 1968; 34 were built. The subs carried 16 SS-N-6 missiles, had 6 torpedo tubes, and carried 18 Type 53 torpedoes. They were the first Soviet SSBNs to carry their ballistic missiles within the hull (as opposed to the sail).

В 1983 году завершено переоборудование АПЛ К-403 по проекту 667АК АКСОН-1 (акустический корабль специального назначения). Использовалась для испытаний гидроакустического комплекса «Скат-3» для АПЛ 3-го поколения.

Yankee Pod (Project 09774 "Akson" (Axon)) The Yankee Pod (also known as the Yankee SSAN) is a converted trials submarine K-403 "Kazan'", which was used for sonar equipment, with the namesake pod mounted atop the rudder (a la Victor III-class SSNs. It had other sensor systems incorporated as well, notably alongside the sail.

В 1996 году завершено переоборудование АПЛ К-403 по проекту 09780 АКСОН-2. Использовалась для испытаний гидроакустического комплекса для АПК 4-го поколения .

Yankee Big Nose (project 09780 "Akson-2") is K-403 "Kazan'" modified again for trials of acoustic system for russian submarines of 4-th generation: sonar system "Irtysh" with spherical antenna "Amfora", which occupies whole nose section of submarine.

30 июня 1997 года приказом главнокомандующего ВМФ РФ подлодка получила имя «Казань». В 2004 году корабль был выведен из состава ВМФ. 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг. АПЛ утилизирована в июле 2009 года. Теперь рулевая рубка К-403 станет основанием памятника в парке Победы в Казани.

24 июля 2009 г. на ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» 
(г. Северодвинск) состоялась закладка головного атомного подводного крейсера (АПК) проекта 08851 «Казань».

АПК «Казань» разработан ОАО «СПМБМ «Малахит» и является модернизированным кораблем проекта 885.  Новый корабль отличается радиоэлектронным вооружением, создаваемым на современной элементной базе, и использованием комплектующего оборудования в основном российского производства.

Фото: http://www.oborona.ru/1437/1440/index.shtml?id=3494
http://www.liveinternet.ru/tags/%E6%E8%EB%FC%E5+%EB%FC%E2%EE%E2/
http://homo-creativus.info/wp-content/uploads/2009/10/img_5605.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/Yankee_sub.jpg
http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2010/06/k-329-severodvinsk-nuclear-attack.html

5 комментариев:

  1. Очень рад,что моя лодка не списана полностью в утиль.Служил на ней 1975-1977г гидроакустиком.
    Владимир Харитонов
    e-mail:vladimir237w@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хорошо что она не забыта 1й спец трюмный спужил со дня слуска на воду по 1972г владимир чухарев e -mail.chukharev50@mail.ru

      Удалить
  2. Служил на лодке с первых дней, прошел все испытания и последующие две боевые службы Продолжительность "автономок" была 76 и 80 суток. С большой благодарностью вспоминаю время службы, всех командиров и своих товарищей. Мой боевой пост-пост контроля качества питательной воды и масла паросиловой установки. Турбинист ст.2ст. Тарбаев Николай. Служил с1970 по май1973г.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктор Миронов
      Как приятно услышать знакомую фамилию из экипажа к-403. Я был в РТС.К сожалению многих из первого экипажа уже нет среди нас. Н память о них жива.

      Удалить